ИсторияМузыкантыСекреты звука

История звукоснимателей P.A.F.

  • Подписка
  • Поделиться в Facebook
  • Поделиться в VK

Ссылка на оригинальную статью: https://www.seymourduncan.com/blog/latest-updates/resurgence-of-paf-pickups

Дата оригинальной публикации: 7 апреля, 2022

 

Если вы когда-либо интересовались или приобретали хамбакеры или гитары с хамбакерами, то вам, вне всяких сомнений, попадался на глаза термин «звукосниматель P.A.F.», всплывающий повсюду на электронных страницах продуктов или непосредственно в музыкальных магазинах. Датчик P.A.F. – это один из самых первых, оригинальных хамбакеров, который уже много десятилетий остается одним из наиболее популярных звукоснимателей среди гитаристов самых разных жанров.

Но что делает P.A.F. особенным и как понять, что P.A.F. – это действительно P.A.F.? В отличие от виски из Tennessee, не существует четких правил и положений о том, что именно делает определённый датчик хамбакером в стиле P.A.F. Даже сами Gibson, создатели самого первого звукоснимателя P.A.F., с годами изменяли его конструкцию.

Так что да, время пришло, давайте поговорим о датчиках P.A.F., о том, как они появились, что именно делает P.A.F. собой, и что движет его популярностью сегодня, спустя почти 70 лет после его изобретения.

Ранние сингловые звукосниматели

Хотя звукосниматели P.A.F. были одними из первых хамбакеров, гитарные датчики в целом намного старше. Самые первые звукосниматели 1920-х годов усиливали вибрации, создаваемые корпусом акустической или полуакустической гитары, но они давали слабый сигнал и нестабильную обратную связь.

Настоящим дедушкой современных гитарных звукоснимателей является Rickenbacker Electro A-22, также известный как «Сковорода» (англ. The Frying Pan – прим.ред.). Эта металлическая лэп-стил гитара оснащена звукоснимателем, разработанным George Beauchamp в 1932-м году. Этот датчик был ориентирован на улавливание вибраций струн, а не корпуса гитары. Его использование позволило добиться более высокой производительности и значительного уменьшения обратной связи. Конструкция магнит-катушка-катушка в конечном итоге привела к появлению того, что сегодня нам известно как звукосниматель с одной катушкой, именно он стал стандартом для всех электрогитар в 1940-х и 1950-х годах.

Желая создать собственную, уникальную версию сингла, компания Gibson разработала звукосниматель P-90 в конце 1940-х годов. Широкая катушка P-90 в виде мыльницы создавала более теплый и мягкий звук, чем у звукоснимателей Fender в стиле Telecaster — их основного конкурента в то время.

Но независимо от того, предпочитали ли музыканты звонкие, пробивные синглы Fender или более мягкие звукосниматели Gibson P-90, оба датчика вынуждены были иметь дело с ужасающим 60-титактным гулом, шумным побочным эффектом звукоснимателей с одной катушкой.

Электрогитарный звукосниматель действует как своего рода антенна, создавая магнитное поле, которое преобразует колебания гитарных струн в усиленные электрические сигналы. Но датчик чувствителен к другим электромагнитным источникам, таким как свет, радио или усилители, вызывая остаточный шум и гудение в сигнале.

Gibson и Seth Lover

К 1954-му году Gibson захотели оторваться в гонке от Fender и предложить то, чего не было у конкурентов: бесшумный звукосниматель, который противодействовал бы 60-титактному гулу. Для создания подобного звукоснимателя компания наняла Seth Lover, талантливого радиоинженера и разработчика усилителей.

Используя свои знания об общих методах шумоподавления для усилителей, радиоприемников и микрофонов, Lover нашел решение проблемы гудения: вместо использования одиночных катушек, проложенных параллельно, он последовательно проложил две катушки с противоположным направлением обмотки и полярностью, в результате чего каждая катушка была задействована таким образом, чтобы нейтрализовывать гул другой. Полученный звук был не таким ярким, как звучание одиночной катушки, но зато такой датчик легко устранял любые шумы.

Lover завершил разработку своего хамбакера в 1955-м году и в том же году подал совместный патент с Gibson. Этот патент не был выдан до 28-го июля 1959-го года, но Gibson, тем не менее, начали использовать хамбакеры Lover на своих инструментах. Сперва новые датчики появились на лэп-стилах компании, это было в 1956-м году, а затем и на обновленном Les Paul в 1957-м году, заменив P-90, которые использовались в более ранних моделях.

В этот период у каждого звукоснимателя под магнитом была наклейка с надписью «PATENT APPLIED FOR» (заявка на патент подана), что привело к появлению прозвища-аббревиатуры P.A.F., актуального и в наши дни.

Небольшое отступление: вопреки распространенному мнению, на самом деле P.A.F. не был первым когда-либо созданным хамбакером. Он не был даже первым запатентованным. Шум звукоснимателя в то время был острой проблемой в гитарном мире, поэтому над решением работало одновременно несколько человек. Ray Butts изобрел звукосниматель Filtertron для своего друга Chet Atkins в 1954-м году. Относительно конструкции Lover это был меньший по размеру звукосниматель, отличавшийся характерным твэнгом.

У Leo Fender также был собственный патент на звукосниматель, устраняющий гул, предназначавшийся для лэп-стилов в 1956-м году, но его компания официально не использовала хамбакеры в своих моделях до конца 1960-х (а внедрение происходило с помощью Lover, но это уже совсем другая история).

Настоящая слава P.A.F. заключается в том, что это был первый хамбакер, завоевавший популярность у широкой публики благодаря звучанию, вдохновившему бесчисленное количество последователей и подражателей.

 

 

Звучание P.A.F.

Избавиться от гула — это очень здорово и все такое, но это не имеет большого значения, если получившийся звук не вдохновляет гитаристов.

Итак, что такое звучание датчика P.A.F. и каковы его особенности? В целом, звукосниматели P.A.F. известны своим полным, несжатым звуком, чуть менее ярким, чем у сингла. Тем не менее, P.A.F. сохраняют хороший баланс теплых низких частот, чистых средних частот и четких высоких частот. Будучи бесшумными, P.A.F. обеспечивают богатую тональную чистоту и чувствительность к вашей игре, даже при более высоком усилении, что в своё время быстро сделало их фаворитами среди рок- и блюзовых музыкантов.

Кроме того, оригинальные P.A.F. являлись микрофонными звукоснимателями, поскольку они не были залиты воском, а это означает, что они усиливали любые удары, постукивания или скрежет корпуса гитары, что, по мнению некоторых, увеличивало общий резонанс инструмента. Однако необходимо отметить, что большинство современных датчиков P.A.F. залиты воском.

 

 

Золотой Век P.A.F.

Первые годы выпуска инструментов Les Paul с P.A.F. на борту — с 1957-го по 1961-й год — считаются золотым веком как для звукоснимателей P.A.F., так и для фирменной гитары Gibson. Знаменитая отделка Sunburst Les Paul, один из самых узнаваемых инструментов всех времен, дебютировала в этот период и остается Святым Граалем для многих гитарных коллекционеров. Быстрое сканирование площадки Reverb показывает, что эти инструменты стоят от 250-ти до 475-ти тысяч долларов на момент написания этой статьи.

В то же время, когда люди думают о звучании P.A.F., они, скорее всего, думают об этой эпохе. Обычный способ кратко описать тон этих звукоснимателей – это «теле на стероидах»: из-за более глубоких низких частот этих датчиков, их ярко выраженной середины и достаточного количества высоких частот, чтобы выделиться в миксе.

По иронии судьбы, P.A.F., созданные в этот Золотой Век, сильно отличаются друг от друга по тональным характеристикам; два P.A.F., сделанные в один и тот же год на одном заводе, могут звучать совершенно по-разному. Эти несоответствия были результатом того, что в Gibson ещё не отрегулировали процесс сборки, что привело к тому, что фабрика использовала любые материалы, которые были под рукой в ​​данный момент времени.

Во-первых, P.A.F. в этот период использовали магниты Alnico 2, 3, 4 или 5, причём это происходило случайным образом. Число фактически относится к мощности магнита и приводит к тональным различиям. Если этого вам недостаточно, то в качестве ещё одного примера отсутствия стандартизации приведём факт того, что в Gibson также намагничивали Alnico группами, что делало одни магниты более заряженными, чем другие, и, таким образом, ещё больше влияло на звучание звукоснимателей.

Обмотка, тем временем, выполнялась с применением простого эмалированного провода 42-го калибра и происходила на тех же намоточных машинах, которые использовались для создания Р-90. Эти машины автоматически наматывали катушки на бобины, но рабочим по-прежнему приходилось останавливать машину вручную, как только датчик был готов, что означало, что иногда они делали больше или меньше желаемых 5000 витков на бобину. В результате выходное сопротивление звукоснимателя варьировалось от 7,5 до 9 кОм, причем последнее число давало более горячие звукосниматели с более резким звучанием и выраженным средним диапазоном.

Даже сами бобины часто имели абсолютно случайные вариации. Хотя все они были сделаны из пластика, рабочие Gibson свободно использовали черные или белые бобины в зависимости от того, что было в наличии на заводе, что иногда приводило к появлению «полосатых» P.A.F.

И, хотя это изменение было чисто эстетическим, в гитарной среде долгое время ходили слухи о том, что полосатые звукосниматели, получившие тогда прозвище «Zebra», звучат иначе, чем полностью белые звукосниматели, и что все они звучат иначе, чем полностью черные. Для внесения ясности сам Lover выступил с заявлением о том, что никаких тональных различий, вызываемых бобинами, у звукоснимателей не было.

Тем не менее, эти несоответствия стандартам непреднамеренно способствовали известности и привлекательности P.A.F. Некоторые из наиболее культовых моделей Les Paul этого периода имели P.A.F. со специфическими особенностями, от перевернутого некового звукоснимателя «Greeny» Peter Green, который, по мнению некоторых источников, был заводской ошибкой, а другие говорят, что это был результат неудачного ремонта, до бриджевого звукоснимателя с перемоткой «Pearly Gates» Billy Gibbons.

Во всяком случае, все эти несоответствия добавились к особенному звучанию и уникальным личностям легендарных музыкантов, игравших на гитарах Gibson с P.A.F., сделанных в этот период: Duane Allman, George Harrison, Eric Clapton, Jeff Beck, Sister Rosetta Tharpe, Alvin Lee – этот список можно продолжить.

Изменения с годами

Начиная с конца 1961-го года, в Gibson стали вносить изменения в P.A.F., чтобы стандартизировать процесс сборки и сократить расходы. Первая корректировка была связана с магнитами: полный переход на использование магнитов исключительно на основе Alnico 5 для всех P.A.F. (хотя вы всё ещё можете найти некоторые P.A.F. того периода, созданные на основе Alnico 2) и уменьшением их длины с 2,5 до 2,25 дюймов.

В 1963-м году наклейка «PATENT APPLIED FOR» на всех выпускаемых датчиках P.A.F. была заменена на «Patent 2,737,842», хотя номер патента относился к трапециевидному струнодержателю Les Paul 1952-го года.

К середине 1960-х на заводе Gibson уже были полностью автоматизированные проволочные станки, которые более последовательно наматывали катушки с 5000 витков на бобину, что давало выхлоп 7,5 кОм на звукосниматель. Помимо большей тональной согласованности, P.A.F. этого периода (иногда называемые пронумерованными P.A.F.) не сильно отличаются от звука или дизайна звукоснимателей Золотого Века.

T Top

Примерно в конце 1965-го года компания Gibson стандартизировала процесс изготовления бобин для хамбакеров, которые теперь стали немного выше и имели букву «Т» сверху, чтобы указать правильную сторону для рабочих во время сборки. Эти бобины положили начало тому, что, по сути, является Gibson P.A.F. 2.0, более экономичным хамбакером, неофициально известным как «T Top» или «T Bucker».

Наряду с этими новыми бобинами и уменьшенными магнитами Alnico 5, T Top также использовали провода с полиуретановым покрытием для намотки вместо простого эмалированного провода, который использовался в оригинальных датчиках P.A.F. Наконец, кленовые прокладки между бобинами и магнитами, которые использовались в более ранних P.A.F., были заменены на обычный пластик.

Результатом этих изменений стал более яркий, плотный и агрессивный тон, чем у оригинальных P.A.F., и Gibson стали использовать T Top на всех своих гитарах с конца 1960-х по 1980-е годы. Хотя T Top не так популярен, как его предшественники, такие музыканты, как Jimmy Page, Chuck Berry, BB King, Pete Townshend, Angus Young, Peter Frampton, Nancy Wilson, Randy Rhoads, Mick Ronson и Tommi Iommi, нашли много вариантов применения его более горячему звучанию.

Возвращение к основам

Горячие хамбакеры были в моде в 1970-х, но к 1980-м вновь начал появляться интерес к оригинальному датчику P.A.F, имеющему меньший выхлоп и окутанному настоящим ореолом загадочности.

В 1981-м году в Gibson обратили внимание на спрос клиентов и наняли инженера Tim Shaw для воссоздания P.A.F. на основе его оригинальных спецификаций специально для их предстоящей серии переизданий Heritage. Его конструкция по существу полностью нивелировала большинство изменений, внесенных в P.A.F. за предыдущие два десятилетия. Легендарные датчики вернулись к более коротким катушкам без буквы «Т» и более крупным магнитам Alnico 5.

Единственный компромисс был с проводкой — в Gibson решили использовать в конструкции датчика полиуретановые провода вместо эмалированных, делая это из соображений бюджета, и несмотря на возражения Shaw. Тем не менее, хамбакер Tim Shaw был одной из самых верных и точных интерпретаций оригинального звукоснимателя P.A.F. в это время.

Gibson использовали звукосниматели Shaw в своих переиздаваемых моделях на протяжении 1980-х и, в конечном итоге, и в своих моделях Custom Shop в 1990-х. Работа Shaw вдохновила других инженеров на разработку своей версии P.A.F. примерно в это же время. Кстати, среди них был и сам Seymour Duncan. На самом деле, гитарист Guns’n’Roses Slash был одним из первых поклонников звукоснимателей Alnico Pro II  за авторством Seymour. Эти датчики можно услышать в легендарном дебютном альбоме группы Appetite for Destruction 1987-го года. Среди других известных музыкантов, игравших в это время на переизданиях Gibson, были Eddie Van Halen, Mark Knopfler, Johnny Marr, Neal Schon и Kirk Hammett.

 

 

Современные P.A.F.

Сегодня вы легко отыщите хамбакеры P.A.F. за авторством как крупных, так и бутиковых компаний, занимающихся воссозданием традиционных датчиков и звукоснимателей T Top. Благодаря широкому спектру тонов и характеристик звукоснимателей P.A.F., эволюционировавших на протяжении десятилетий, эти датчики смогли сохранить свою популярность. Сегодня на рынке представлена масса различных современных P.A.F. на выбор — одни только Gibson производят несколько звукоснимателей, которые хоть и немного отличаются, но все же своими корнями уходят к оригинальному датчику P.A.F. Среди них  Custom Bucker, Burstbucker, ‘57 Classic и другие.

Мастерская Seymour Duncan также производит в общей сложности девять различных моделей, вдохновленных P.A.F., от классических звукоснимателей Antiquity со следами износа, до винтажно-современных гибридов Saturday Night Special.

В 1980-х Seymour заключил партнёрское соглашение с самим Seth Lover, что привело к тому, что пара разработала хамбакер Seth Lover. Эти хамбакеры, точно воссоздающие оригинальные датчики P.A.F., даже намотаны с помощью одной из оригинальных машин Gibson для намотки катушек на заводе Seymour Duncan. Duncan и Lover оставались хорошими друзьями вплоть до самой смерти Lover в 1997-м году.

В то время как за многие десятилетия, прошедшие после легендарного «патента Seth Lover», появилось множество более горячих и мощных хамбакеров, теплый, выразительный звук P.A.F. сохранил устойчивое и искреннее признание со стороны музыкантов. Фактически, открытый, несжатый звук в настоящее время является растущей тенденцией в некоторых гитарных кругах, поэтому вы все чаще слышите P.A.F. в эмбиенте, шугейзе, церковной музыке, пост-панке и многих других жанрах.

Вы с одинаковой вероятностью увидите, как современные рокеры, такие как Dave Grohl или Derek Trucks, используют гитары с P.A.F., ровно как и инди-звезды, такие как Justin Vernon или Jeff Tweedy, в то время как коллекционеры, такие как Joe Bonamassa, продолжают восхвалять винтажные Gibson и оригинальный P.A.F. В конце концов, в этом и заключается красота и шарм P.A.F.: это звук, который продолжает вдохновлять музыкантов, независимо от жанра или эпохи.

Предыдущая запись

Философия Fat Strat: комфортное сосуществование синглов и хамбакеров.

Следующая запись

Обзор Eventide TriceraChorus

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *