• Подписка
  • Поделиться в Facebook
  • Поделиться в VK


Мы слушаем музыку каждый день: чаще всего параллельно с другими делами: в дороге, во время чтения или учебы. Это приятно и вдохновляюще, но не очень полезно с точки зрения получения новых знаний о музыке. Именитые музыканты часто говорят: «я просто учился на чужой музыке». И это означает совсем не такое вот пассивное прослушивание. Если вы хотите погрузиться в чужое творчество и что-то от него перенять, то прослушивание должно быть основным процессом. Да-да, вы должны сесть на попу (или лечь), включить музыку и слушать.

Дело в том, что от музыки мы всегда получаем какие-то эмоции: всегда есть какие-то причины, по которым она нам нравится или не нравится. И очень важно для себя эти причины объяснять — сделать это можно, лишь сконцентрировавшись на музыке. По сути процесс обучения при активном прослушивании таков:

А) Вы ловите ощущение от песни, которое вам нравится. И описываете его простыми словами, например : «Мне нравится движение трека, в нем есть грув»

Б) Вы анализируете трек по параметрам, описаным ниже и выясняете, что именно технически заставляет трек казаться таким

В) Профит: теперь вы знаете, что делать, когда вам захочется воссоздать подобные ощущения в вашей музыке.

На что же следует обращать внимание при прослушивании?

Звук: Как ты можешь охарактеризовать тембральные характеристики музыки? Используй первые слова, которые приходят на ум: звук может быть теплым, серебристым, бархатным, стеклянным, глухим, сочным, жестким… А потом вслушивайся в детали и пытайся понять, что именно заставлять тебя ощущать звук таким. Может быть это ревер на гитаре, который заставляет ощущать музыку «мягкой и туманной». Может это жесткий рабочий барабан, который делает песню «жесткой». Выделяй эти факторы и запоминай, чтобы в дальнейшем суметь перенести эти характеристики на свою музыку.  И всегда задавай себе важный вопрос: » сумею ли я повторить эти элементы, если захочу?». Если нет — то это отличная задача для себя.

Гармония: Возьми за привычку вычислять тональность песен, которую ты слушаешь. Просто бери гитару в руки и найди гамму, которая ляжет под трек — тоника гаммы и поможет тебе определить тональность трека. Затем неплохо бы разобраться с гармонией — подбери аккорды. Сначала можно просто на басовых нотах, потом добавляя дополнительные интервалы. Гармония во многом определяет настроение и движение песни: все эти математические формулы прогрессий типа II-V-I на деле оборачиваются вполне конкретными психологическими ощущениями.  Если мы двигаемся по основным ступеням I-IV-V (они считаются основными в гармонии, устойчивыми, самыми «кондовыми»), то и получаем то самое ощущение стабильности и предсказуемости. Если гармония прыгает в далекие неустойчивые ступени (например, II, VII, VI), то мы чувствуем напряжение.  Это не значит, что музыку надо превращать в математику, но при анализе треков такие вещи неплохо бы откладывать в голове.

Мелодия: Что происходит с мелодией Движется ли она скачками или плавно? Какой у нее контур: происходит чередование 2-3 нот или она проходится по всей гамме? Есть ли в ней какие-то специфические альтерации? Изменяет ли она звучание гармонии?

Ритм: Какой ритмический размер у трека? Какие инструменты задают грув и движение треку? (это далеко не всегда ударные — одна ритмичная нота на пианино может совершенно преобразить ритмику)

Форма: На какие части можно разделить песню? Отличаются ли повторные куплеты/припевы друг от друга, либо в них меняется лишь текст? Если отличаются, то с помощью каких приемов вносится разнообразие? Переходят ли части трека друг в друга плавно или переход происходит резко?

 

Предыдущая запись

Гид по странным педалям

Следующая запись

5 причин, по которым гитаристам стоит осваивать фортепиано

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *