ИсторияМузыкальная теорияМузыкантыПрочееСекреты звука

15 характеризующих гитарный тон слов – и что они на самом деле означают

  • Подписка
  • Поделиться в Facebook
  • Поделиться в VK

Оригинал статьи: https://www.seymourduncan.com/blog/latest-updates/15-words-to-describe-guitar-tone-and-what-they-really-mean

От редактора:

Какими терминами характеризовать гитарный тон? Как описать его в двух словах (лучше в одном)? На помощь придёт профессиональный лексикон или, если хотите, «жаргон гитариста». Это, вне всяких сомнений, громкие слова, все или большинство из которых находятся на слуху, или хотя бы раз встречались вам на форумах, в переписке, видеороликах или в комментариях других музыкантов. Да что там – на нашем сайте повсеместно можно наблюдать те или иные описательные характеристики эффектов и инструментов. Пришло время расставить хотя бы некоторые точки над «i», восполнив возможные пробелы в восприятии, и помочь вам сориентироваться во всём этом разнообразии «характеристик».

Данный материал является переводом статьи из официального блога компании Seymour Duncan (ссылка выше). Здесь оформлен некий общепринятый взгляд на особо популярные слова гитарного лексикона. При первом упоминании того или иного слова (термина, характеристики – как вам угодно) я указал оригинал на английском и другие/схожие варианты его произношения или часто встречающиеся синонимы/аналогии, с которыми сам неоднократно сталкивался в живом общении с музыкантами и на просторах Интернета. К примеру, у меня есть товарищ, который «перезвон» (chime) называет «чайным эффектом» или просто «чаем». Однажды на мой вопрос: «Женя, как же так?», он ответил примерно следующее: «А что такого? Ты мешаешь ложкой сахар в кружке с чаем, задевая её стенки – чем тебе не звон?»

В комментариях вы можете указать другие варианты произношений или альтернативных названий любых из этих «терминов», которые вы слышали или видели, или которые вы используете сами для характеристики гитарного саунда. Если то или другое слово ассоциируется у вас с конкретным исполнителем/музыкальным произведением – также милости просим поделиться ассоциациями в комментариях.

На пути к достижению идеального гитарного звучания встречается огромное количество разнообразных препятствий – гаммы, которые нужно выучить, техники, которые нужно освоить, оборудование, которое необходимо приобрести, и так далее. Но ничто из перечисленного не идёт ни в какое сравнение с настоящей проблемой, встающей перед любознательным гитаристом – освоением «тонального жаргона», различными элементами которого переполнены все гитарные форумы и топики. Такой переизбыток терминов и характеристик легко приведёт в замешательство даже самого опытного музыканта, чего уж говорить о новичках.

Хотя качества, определяющие «хороший» гитарный тон, всегда субъективны, вы наверняка можете согласиться с тем, что гораздо легче общаться с коллегами-музыкантами – в Сети или на репетициях, – когда у всех вас есть общее понимание того, что делает гитару «звонкой», а не «древесной», или в чём разница между «искрением» и «перезвоном».

Этот небольшой словарик из 15-ти общих и часто встречающихся «тональных слов» был собран ребятами из Seymour Duncan, чтобы помочь вам разобраться во всей этой заварушке и быть услышанным в момент, когда настанет ваш черёд говорить про гитарный тон.

Bloom – блум, цветущий, расцветающий, раскрывающийся, зарождающийся тон

«Bloom» – это тенденция усиленного звука некоторых гитар, особенно инструментов Les Paul, к увеличению тональной комплексности (сложности, насыщения) по мере того, как нота или аккорд получают сустейн с дисторшном. Популярные примеры «расцветающих» гитарных тонов включают работу Peter Green с John Mayall и гитарный тон на грани фидбэка от Carlos Santana 1970-х годов.

В качестве альтернативы, «блум» используется для описания смягчённой, похожей на скрипку, атаки лампового усилителя, испытывающего просадку напряжения в секции усиления, то есть «искажение усилителя мощности». Чтобы ощутить это полноценно, достаточно прислушаться к переходным звучаниям ноты, за которыми сперва следует немедленное падение громкости, а затем, наконец, происходит сустейн ноты или аккорда с дополнительными гармониками, генерируемыми лампами усилителя.

Boomy – гулкий тон

Когда мы говорим «гулкий», мы имеем в виду неприятное нарастание низких частот, вызванное резонансами динамиков и/или кабинета, старыми струнами, неправильным расположением микрофона или экстремальными настройками эквалайзера. Как правило, это тона в диапазоне 100 – 200 Гц.

Brutal – брутальный, жёсткий, беспощадный тон

Хотя термин «брутальный» обычно используется для оценки коэффициента тряски головы музыканта при исполнении метал-риффов, он также может относиться к особенностям гитарного тона, используемого в этих самых грубых риффах.

Примеры «брутальных» гитарных тембров включают знаменитую серединистую «калифорнийскую улыбку» легенд Bay Area трэша из Exodus и Metallica, низкочастотный ню-метал кранч Wes Borland из Limp Bizkit, или артикулированные 8-миструнные хайгейновые тона Mark Holcomb из Periphery.

Chime – чайм, чай, перезвон, звенящий, колокольный тон

Не путать со «сверканием»! «Звон» – это щекочущее уши ощущение верхних средних частот, которое возникает, когда звукосниматели с низким коэффициентом усиления с магнитами Alnico встречаются с гармоническим кранчем усилителей с британским саундом, таких как Vox AC-30 или Marshall без мастер громкости. Особенно актуально для 12-тиструнных гитар.

Chug – чаг

Обычно ассоциирующийся с хэви-метал и его многочисленными поджанрами, «чаг» — это агрессивно насыщенный, перкуссионный саунд низких струн гитары, играемый с помощью техники палм мьют на хай-гейне.

Grunt – брюзжащий, лязгающий, ворчливый тон

Серединистое звучание слегка или умеренно перегруженной бас-гитары. Популярным его сделали такие музыканты как Mike Dirnt из Green Day, David Wm. Sims из the Jesus Lizard, басист Faith No More Billy Gould и Bob Weston из Shellac.

Басовый саунд с «ворчанием» обычно умеренный на низких частотах ниже 100 Гц и высоких частотах выше 2 кГц. Вместо этого «брюзжащие» басовые тона сосредоточены на основных гармониках в диапазоне 200 –  400 Гц и рычащей атаке медиатора в верхней части среднего диапазона в области 800 – 1,2 кГц.

В результате лязг и перкуссионный тембр позволяют бас-гитаре сидеть в плотном миксе, переполненном нечеткими многодорожечными гитарами и мощной ведущей игрой ударных.

Honk – гудок, гнусавый, гудящий тон

Гитарный звук с гнусавым дисторшн и обилием средних частот в диапазоне от 800 Гц до 1 кГц – это то, что мы любим называть «гудком». В зависимости от используемых инструментов и микса, наличие «гудка» может быть желательным или нежелательным. Также не стоит забывать, что резонансы динамиков и кабинета тоже могут подчёркивать эти частоты. Формирование гитарного «гудка» очень сильно зависит от использования педали вау.

Jangle – дженгл, джангл

«Jangle» – это сжатый и усиленный высокими частотами чистый (или на грани брэйкапа) гитарный звук, обычно формируемый с помощью 12-струнной гитары и усилителя с лампами EL34. Это звучание, которое можно слышать в гитарных поп-группах 1960-х — 1980-х, включая the Byrds, R.E.M. и the Beatles.

Open – открытый тон

Он же тон «на грани брэйкапа». Открытый саунд полностью противоположен сжатому. Открытый гитарный звук – это звук, в котором при легком прикосновении к струнам усилитель выдаёт чистое звучание с запасом хэдрума, и при этом может быть переведён в овердрайв при помощи простого усиления атаки. При «открытом» гитарном саунде выбор струн, звукоснимателей и педалей может кардинально изменить динамический диапазон усилителя.

Rude – грубый тон

Гитару с фуззом, которая характеризуется нечёткими гармониками и жёстким откликом на верхних частотах, можно назвать «грубо» звучащей. В некоторых случаях «грубые» гитарные тона определяются гейтированным, «молниеносным» тоном педали фузза, работающей на подсевшей батарейке. Одни из наиболее известных примеров «грубых» гитарных тонов – это саунд Ron Asheton в песне the Stooges «I Wanna Be Your Dog» и альбом Mudhoney Superfuzz Bigmuff.

Quack – квак, кряк, крякающий тон

Кряк – имя существительное. Здесь всё просто:

  1. Звучание Stratocaster во втором или четвёртом положении переключателя
  2. Звучание электрогитары, получаемое при параллельном использовании двух сингловых звукоснимателей в сочетании с чистым саундом усилителя
  3. Mark Knopfler в «Sultans of Swing» Dire Straits

Shimmer – шиммер, мерцание, мерцающий тон

Говоря гитарным языком, «мерцание» – это гармонически насыщенный звук чистой гитары со стереофоническим временным эффектом – обычно реверберацией или хорусом.

В современном контексте «шиммер» описывает реверберацию, в которой гармоники вводятся в обработанный сигнал с помощью сдвига высоты тона или весьма тонкого искажения, такого как, например, регулятор Saturation в Dark Sun, для создания эффекта реверберации с безошибочно узнаваемым искрящимся сустейном.

Если смотреть с позиции винтажности, то «мерцающие» гитарные звуки – это саунд звукоснимателей с одной катушкой и твердотельных усилителей мощности, таких как Roland Jazz Chorus.

Sparkle – спаркл, искра, искристый, сияющий, искрящийся тон

В отличие от упомянутого выше «чайма», который относится к верхне-среднечастотным гармоникам, генерируемым слегка перегруженным ламповым усилителем с британским войсированием, «спаркл» – это кристальный блеск высоких частот германиевого фузза в сочетании с гитарой, оборудованной сингловым датчиком, и с уменьшенной громкостью, обычно в диапазоне 4-6 кГц.

Такие исполнители, как Jimi Hendrix и John Frusciante, отлично используют этот эффект, просто манипулируя регулятором громкости Stratocaster, плавно переходя от крякающих ритмических тонов к жгучим лид-звучаниям, даже не отключая педаль фузза.

Twang – тванг, твэнг, звонкий тон

Держите формулу: Telecaster + компрессор + Fender Twin Reverb = твэнг

Звонкая гитара — это звучание музыки кантри. Чтобы сделать свои тик-так ритмы и чикен пикинг ещё более пикантными, чем горячие куриные снэки в придорожных кафе, многие из самых известных музыкантов Нэшвилла придерживаются оригинального рецепта этого блюда. Никакого секрета – только лучшие ингредиенты. Гитара Telecaster, педаль компрессии и ламповый комбо-усилитель с 6L6 на борту, как в Fender Deluxe или Twin Reverb.

В современную эпоху такие исполнители, как Brad Paisley, привнесли в микс овердрайв и дисторшн, придав кантри-гитаре острый оконечник. Чтобы добиться своего безошибочного тембра, Paisley полагается на свой фирменный набор звукоснимателей La Brea Tele и естественный овердрайв своих усилителей Dr. Z, которые воссоздают резкие звонкие тона его любимого Vox AC-30.

В некоторых кантри (и смежных с ним) стилях, таких как хонки-тонк и рокабилли, также используются короткие аналоговые дилэи, чтобы подчеркнуть напористые ритмы самых ярких звёзд кантри, приводящие в движение буквально с половины оборота.

Woody – вуди, землянистый, органический, древесный тон

Органические, с выпуклой серединой, землистые тона звукоснимателя с винтажным войсированием и магнитами Alnico в сочетании с маломощным усилителем и динамиками Greenback. Звук гитары с «древесным» тоном имеет мощный и плотный бас низких струн и хриплый, вязкий средний диапазон.

Предыдущая запись

Звукосниматели. Часть IV: про винтаж.

Следующая запись

Звукосниматели. Часть V: Углубляемся в тему.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *