Трёхдневный сплит по прокачке техники, или Три способа повысить эффективность занятий

по Frank Gambale – Chopbuilder
Как многим известно, Chopbuilder – это прекрасный способ держать свою технику игры на гитаре в хорошей форме.
Кто-то использует некоторые упражнения изолированно, также есть «тяжелоОтлеты» которые выучили школу целиком и играют минимум 5 раз в неделю.
Зачастую последний подход продуктивен на 99% и на 1% эффективен.
Предлагаю Вашему вниманию 3 способа повысить продуктивность технических занятий по Chopbuilder.
Первый способ повышения эффективности
Первое, что стоит сделать, – это ответить на вопрос «А как мы будем есть «Слона»?». Ответ прост: «Конечно же, по маленьким КУСОЧКАМ».
Chopbuilder состоит из 10 раундов.
- Работа с 3-ми
- Работа с 16-ми
- Комбинация 3-й и 16-х
- Работа с ладами в гаммаобразном движении
- Работа с интервалами внутри лада
- Работа с хроматической гаммой
- Работа с пропуском (скачком) струны
- Работа над техникой Sweep
- Работа над техникой легато
- Работа над аккордами
Первый шаг для повышения эффективности занятий – это разбить Chopbuilder на трёхдневный сплит в течение недели. Цель – разделить 10 раундов на блоки упражнений и провести работу над ними изолированно. Причём если вы продвинутый пользователь, то приоритеты вы можете расставить самостоятельно. Для тех, кто только начинает, предлагаю базовый вариант сплита.
Первый день:
1. Раунд №1
2. Раунд №4* (читать про него отдельно)
3. Раунд №6
4. Раунд №5
Второй день:
1. Раунд №2
2. Раунд №4*
3. Раунд №6
4. Раунд №7 и 8 (играются вместе)
Третий день:
1. Раунд №3
2. Раунд №4*
3. Раунд №6
4. Раунд №9
*Раунд №4 состоит из цикла простых ладов мажора, минора и альтерированных ладов и имеет очень большой объем материала. И для качественного усвоения этой информации на первых порах стоит разделить весь раунд на отдельные части и построить цикл прохождения:
1 неделя – лады мажора;
2 неделя – лады мелодического минора;
3 неделя – лады гармонического минора;
4 неделя – альтерированные лады.
Также поначалу внутри недельного цикла сами лады стоит разбить по группам в 4 лада на 1-2 день и пройти целиком в 3-ий день.
И уже после этого, когда лады будут освоены и с технической, и с художественной стороны, полезно чередовать 1 день – мажор, а потом минор или альтерированные лады.
Раунд № 10 не является чем-то очень полезным на мой взгляд, так как есть множество других, более продуктивных и эффективных способов для ритм-гармонического развития, поэтому предлагаю добавлять по личному желанию и усмотрению.
Второй способ повышения Эффективности
Работу над любым упражнением можно рассмотреть минимум с двух сторон: технической и художественной.
С технической стороны мы можем повысить эффективность, если глубже коснёмся самих техник исполнения (например, переменность штриха или легато), а можно взять такой аспект как музыкальная память и т. д. Так вот, можно исполнять упражнение либо только верхним, либо нижним штрихом; или применить к штрихам парадидл и т.д., то есть поработать над упражнением изолированно. Можно пройти упражнение исключительно пробив аппликатуру одной левой рукой. Можно просто попытаться пропеть упражнение по памяти и вспомнить теоретические алгоритмы его построения (движение по гамме терциями или движение по звуком трезвучия и т.д.) и проанализировать, что у нас лучше работает, мышечная или музыкальная память
С художественной точки зрения можно отметить, что больше понравилось в том или ином упражнении, и интегрировать это непосредственно при написании соло или наброска импровизации. Также будет весьма полезно проанализировать каждое упражнение со структурой точки зрения, найти ответ помогут эти вопросы:
1.1. Какой тип главный техники представлен в этом упражнении? (например, Sweep)
1.2. Какие побочные типы техники я могу развить параллельно? (например, динамика штриха, артикуляция и т.д.)
2.1. Как, в каком направлении развивается строение мелодической линии?
(например, плавное восходящее и нисходящее движение по ступеням лада)
3.1. Какая гармония и функции лада соответствуют упражнению?
3.2. Какими ступенями аккорда выражено упражнение?
4.1. Какая ритмическая и метрическая фактура представлена в упражнении?
4.2. Как и что поменяется, если изменить ритм-структуру, размер?
5. Где я смогу применить подобный приём, он вообще имеет практическое применение?
Также важный момент думать о звуке: громкий, тихий, полная динамическая амплитуда в восходящем и нисходящем движении, тембральный аспект (чистый звук или с перегрузом, с эффектами модуляции или без, что будет, если сыграть его с дилэем или ревербератором, а что, если применить их вместе в разумных пределах).
Третий способ повышения эффективности
Это работа со временем: конечно, полезно играть или пытаться сыграть Chopbuilder сразу вместе с Фрэнком Гамбале в оригинальном темпе, но, как показывает практика, получается это только у единиц. Поэтому метроном и диапазон из умеренных темпов будет для начала весьма продуктивней. Также полезно потом играть с метрономом, но с пропуском долей или со сменным акцентом (на 1.2.3.4 доли).
Работа без метронома также возможна, но лишь на этапе разучивания, без него тоже можно обойтись – при работе над очень тонкими нюансами одного из штрихов, при адаптации аппликатуры или при решении творческих задач, требующих свободы от метрической сетки (например, объединить несколько упражнений в одно и т.д.); в других случаях всё же лучше сохранить наличие временного фактора.
Объединив эти 3 способа, мы получим и 100% продуктивности, и 100% эффективности, так как будем прокачивать не только «бицуху», но и музыкальный интеллект.
Также полезно сделать недельный график. Основные дни: понедельник, среда, пятница.
В другие дни полезно исправить или проработать отдельные моменты,
позаниматься чем-то другим или просто отдохнуть и послушать много новой музыки.
Когда сплит войдёт в чёткую систему, полезно в конце недели, или в субботу, или в воскресение пройти всё целиком и вместе с Фрэнком Гамбале.
Денис Кудряшов,
Guitar Logic Academy,
Специально для Pedalzoo.ru
Нет комментариев