Философия классического гитарного звука очень проста:  нам нужен хрустящий ламповый кранч, контроллируемый фидбек из усилителя, читаемый звук на клине и перегрузе. Эти предпочтения определяют содержание педалборда и порядок педалей в цепи. Вах, дисторшн, питчшифтер, модуляция, дилей, реверб, лупер — все как по учебнику. Мы привыкаем к этому и начинаем считать это «правильным» подходом в формировании звука. Но иногда этот подход полезно ставить под сомнение

Однажды к нам пришло письмо, в котором покупатель спросил: «а как поведет себя вот этот ревер, если его воткнуть перед педалью перегруза?». Первая реакция — снобский негатив. Мол, да зачем так извращаться, это же неправильно, ревер должен стоять в конце цепи. Но потом ты нехотя достаешь педальки, включаешь их в запрошенном порядке… и внезапно приходишь в восторг от результата. Обработанный ревербом сигнал врезается со всеми своими отражениями в перегруз, который добавляет гармоник в получаемую палитру. Каждый аккорд начинает сверкать и раздаваться по комнате с невообразимой мощью.

Послушайте сами и сравните: уверены, что найдутся те, кому понравится и первый, и второй вариант. В данном случае гитара обработана двумя эффектами на одних и тех же настройках: Wampler Pinnacle Distortion и Strymon Flint (80’s hall Reverb). Только в первом случае использована классическая связка с дисторшном ДО ревера, а во-втором — с дисторшном ПОСЛЕ ревера.

Нет никаких правил

Да, мы будем повторять это до бесконечности — правил нет. Однако этому кредо стоит следовать только в том случае, если вы понимаете, что каждая педаль делает с сигналом. Некоторым педалям объективно не нравится работать после буффера. Некоторые педали производят шум даже в режиме байпаса, что вы не замечаете до того момента, пока не воткнете дисторшн сразу после нее. Держите в голове эти детали а также базовое представление о том, как работает каждый эффект — а дальше экспериментируйте.

Многим гитаристам нравится ставить вах перед дисторшном: это дает характерный эффект «свипа» по гармоникам, когда гребень квакушки проходит через частотный диапазон искаженного сигнала. А вот ребятам из Portishead нравится вах ставить после перегруза — просто потому, что обработка уже искаженного сигнала производит с квакушкой «вокалоподобный» эффект.

Экспериментируйте, начните прямо сейчас. Берите эффекты, которые по правилам должны стоять ближе к началу цепи и поставьте их в самый конец — и пробуйте его в связке с остальными эффектами.

Цифровые артефакты и пару слов об аналоговом снобизме.

Гитаристы очень любят говорить про приятные уху артефакты аналогового звука: шумы, щелчки, чавканье фузза с подсевшей батарейкой. Это все здорово, но если отбросить «аналоговый снобизм», то подобные прелести можно найти в чем угодно. Однажды я записывал гитарную партию и вышло так, что в цепи оказалось около 5 цифровых педалей: различная пространственная обработка и модуляция. Когда включены оказались сразу все педали, я поразился ощущению звука: очень холодный, роботический, почти что индустриальный. Где-то проскакивали 8-битные гармоники биткрашера Strymon Mobius, где-то совершенно неетественным образом переливались повторы Eventide Timefactor, которые после обработки цифровым хорусом H9 казались совершенно пластиковыми… сначала это настораживает.. а потом ты понимаешь, что в этом есть своя прелесть. Да, такой роботический лоуфай, но кто сказал, что для него нет применения? Наступит день, и гитаристы будут ностальгировать по «неидеальной» цифре точно так же, как сейчас мы ностальгируем по ламповому звука бассмана 67 года.

Доверяйте своим ушами и живите в своем времени.

Предыдущая запись

Гитара в миксе: громкость и частотные конфликты

Следующая запись

Любимые эффекты Nels Cline'а

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *