ИсторияМузыкальная теорияМузыкантыПрочееСекреты звука

Звукосниматели, часть II: типы звукоснимателей

  • Подписка
  • Поделиться в Facebook
  • Поделиться в VK

Оригинал статьи: https://seymourduncan.zendesk.com/hc/en-us/articles/360047564373-Learn-About-Pickups-Chapter-2-Pickup-Types

29 апреля, 2020, 01:29

Какие основные типы звукоснимателей для электрогитары и бас-гитары существуют?

С момента появления технологии магнитных звукоснимателей в 1920-х и 1930-х годах были созданы тысячи моделей звукоснимателей. Огромное количество возможностей может быть по-настоящему устрашающим. Но хорошей отправной точкой может стать разделение всех датчиков на группы или на «семьи звукоснимателей».

Вот несколько моделей датчиков, основанных на некоторых распространенных типах звукоснимателей:

Многие из этих вариаций применимы как к электрогитаре, так и к бас-гитаре. Некоторые используемые термины частично совпадают для разных инструментов, а некоторые из них попадают в разные категории. Но как только вы поймете эти базовые различия, вы сможете начать подробно осваивать язык звукоснимателей.

А что насчёт акустических звукоснимателей?

Акустические звукосниматели варьируются от простых датчиков до сложных звуковых систем, сочетающих в себе сразу несколько технологий. Магнитно-акустические звукосниматели, такие как звукосниматель Woody Soundhole, работают так же, как звукосниматели для электрогитары, и их невероятно легко установить. Между тем, «пьезоэлектрические» (или просто «пьезо») датчики, такие как Seymour Duncan Wavelenght, используют кристаллы или плёночную полоску для восприятия непосредственно вибраций, а не изменений магнитного поля. Они часто устанавливаются под седлом на бридже гитары. Магнитные звукосниматели, как правило, звучат тепло и полно, в то время как пьезоэлектрические преобразователи более яркие и пробивные. Многие музыканты используют гибридные системы, такие как Seymour Duncan MagMic, который сочетает в себе магнитный датчик со встроенным микрофоном.

В чём отличия между звукоснимателями с одиночной и двойной катушками?

Все магнитные звукосниматели содержат катушку с проволокой, тысячи раз намотанной на бобину или основу для катушки. Звукосниматели с одной катушкой имеют одну из таких структур, а с датчики с двойной катушкой (и это логично) – две.

Что такое хамбакер? 

До 1955-го года все звукосниматели были снаряжены одиночными, сингловыми катушками. Сингловые катушки звучат великолепно, но они могут быть весьма и весьма шумными, передавая электрический гул и шипение вместе со звуком струн. Затем Seth Lover, инженер из Gibson, понял, что объединение двух одиночных катушечных структур в один звукосниматель, разводка их в противофазе и с их магнитными полюсами, ориентированными в противоположных направлениях, устраняет или, как минимум, значительно снижает электрический гул. Так родился хамбакер.

Когда эти революционные звукосниматели впервые появились на гитарах Gibson, на них была наклейка с надписью Patent Applied For (заявленный патент) и поэтому они стали известны как датчики P.A.F. За последние полвека было множество вариаций дизайна, но многие музыканты всё ещё ищут оригинальный звук P.A.F. Между тем, «хамбакер» стал общим термином для любого звукоснимателя, который соединяет две катушки для уменьшения нежелательного шума. Почти все звукосниматели с двойной катушкой являются хамбакерами, хотя иногда они имеют разводку для обеспечения возможности работы с хамбакером или без него.

Что заставляет музыканта отдать предпочтение двойному или одиночному звукоснимателю? 

Учитывая великолепный звук и тихую работу хамбакеров, зачем кому-то выбирать синглы? Дело в том, что одиночные катушки тоже отлично звучат, и главное – они звучат иначе. Одиночные катушки, как правило, ярче и чётче, с большей четкостью нот между струнами, в то время как хамбакеры часто громче, темнее и тяжелее.

В большинстве гитар компании Fender (но не во всех!) используются звукосниматели с одной катушкой. Большинство (но не все!) гитар Gibson имеют хамбакеры. И есть бесконечное количество гибридов: гитары с одиночными катушками и хамбакерами, хамбакеры, которые звучат как синглы, и одиночные катушки, которые по звучанию ближе к хамбакерам.

Иногда выбор между звукоснимателями с одной или двумя катушками просто зависит от того, был ли корпус гитары спроектирован для более узких одиночных катушек или хамбакеров, фактически имеющих двойную ширину. Но даже здесь есть много места для маневра. Например, если ваша гитара имеет разъём размером с одну катушку, вы можете использовать звукосниматели «рельсового» (rails) типа, которые работают как хамбакеры (например, Seymour Duncan Hot Rails), или «стековые» звукосниматели, которые звучат как одиночные катушки, но без гула (как в Seymour Duncan Custom Stack Plus). Если ваш инструмент имеет разъём для датчика размером с хамбакер, вы можете выбрать звукосниматель с одной катушкой, предназначенный для размещения на большей площади и имеющий соответствующую форму и габариты, или хамбакер, который позволяет разделить катушки для получения звука сингловой катушки. Seymour Duncan производят датчики всех этих типов.

Некоторые гитаристы ассоциативно тесно связаны с определённым типом звукоснимателей, так как активно используют их в своём творчестве: например, звуки Jimi Hendrix и Stevie Ray Vaughn были почти полностью созданы исключительно с помощью звукоснимателей на основе сингловых катушек, тогда как Slash, Joe Perry, Carlos Santana и Billy Gibbons обычно ассоциируются с хамбакерами.

Другие гитаристы полагались на оба типа: Eric Clapton использовал хамбакеры в свои ранние годы с John Mayall’s Bluesbreakers и Cream, но перешёл на синглы примерно в то время, когда записал Layla. Jimmy Page обычно играл на Les Paul с хамбакером, но в студии часто использовал сингловый Telecaster или Danelectro. Кстати, сам Seymour W. Duncan оказал своё первое серьезное влияние на мир звукоснимателей, установив нестандартные хамбакеры в гитару Telecaster, которую использовал Jeff Beck.

Справедливо будет напомнить, что по звучанию синглы обычно получаются чистыми и яркими, а хамбакеры – объёмными и тяжелыми, так что музыканты часто выбирают то или другое именно по этим причинам. Но это общие тенденции, а вовсе не жёсткие правила. В зависимости от своих гитар, усилителей, педалей и техники игры музыканты могут получать плотные и тяжёлые звуки от сингловых катушек и яркие, чёткие звуки от хамбакеров. И многие великие музыканты нашли применение для обоих типов датчиков в самых разных музыкальных стилях.

Предыдущая запись

Звукосниматели, часть I: с чего начать?

Следующая запись

Звукосниматели, часть III: понимание выходной мощности

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *