• Подписка
  • Поделиться в Facebook
  • Поделиться в VK


Продолжаем изучать отличную гитарную школу Джона Петруччи, переведенную нашим клиентом и отличным парнем Владиславом Объещенко. 

Глава II Разогрев

Есть много информации, как укрепить свои мышцы, но очень мало о том, как их правильно разогреть. Я думаю, все знают, для того, чтобы хорошо играть на гитаре, необходимо много тренироваться, но очень немногие методы помогут вам достичь оптимальных результатов в кратчайшие сроки. Если этого не сделать, то всё добавленное позднее будет держаться на шатком фундаменте.

Я чувствую, что разогрев абсолютно необходим перед концертом или репетицией. Будет ли спринтер бежать 100 ярдов, не сделав растяжку? Будет ли готово тело футболиста к изнурительной спортивной неделе, если оно не будет гибким перед каждой игрой. Ни в коем случае! Риск травмы, растяжение или разрыв мышц (или хуже) – слишком велик.

То же самое относится и к игре на гитаре. Верьте или нет, но играть длинные, запутанные или быстрые пассажи может быть большим напряжением для сухожилий и связок ваших рук. Последнее, что вы захотите получить – это больные руки, просто спросите некоторых из гитаристов, чья карьера была прервана из-за тендинита.

Если мои руки холодные или жёсткие, я начинаю играть аккорды – особенно те, что требуют некоторой растяжки, это действительно расслабляет их. После разогрева, я начинаю играть упражнения, направленные на синхронизацию левой и правой руки.

Пример 1

Это одна из растяжек, которую я использую, чтобы разогреться перед каждым концертом. Я начинаю, играя аккордовую форму B7sus/E в 14 позиции, как показано на фигуре 2. Затем я просто двигаю фигуру по грифу, арпеджируя её в каждом положении. Я начинаю с высокого регистра, т.к. лады ближе друг к другу, что делает растяжку более управляемой. По мере продвижения вниз по грифу лады расширяются, что растягивает пальцы. Пример изображен в упражнении. Каждую ноту в цепочке играйте чисто и легко, гудение не допускается! Обратите внимание, что я не двигаю аккорд вниз по хроматизму. Скорее я перекладываю форму 7sus на позиции, где она приятно звучит.

Снимок экрана 2015-09-07 в 12.41.34

Пример 2

Для того что бы моя разминка звучала интереснее и музыкальнее, я часто использую различные формы аккордов. Одна мне особенно нравится – это Bm9 (фигура 3). Я использую минорный аккорд с добавлением 9 ступени – пример 2, он очень похож на аккорд в примере 1. Также я добавил открытую первую струну в каждом созвучии (при этом появляется несколько экзотическое голосоведение). При игре сделайте арку между 1-ым и 2-ым пальцами для чистоты звучания.

Снимок экрана 2015-09-07 в 12.42.08

Помните: Разогрев не нужно отчеканивать! Не играя эти упражнения, вы идёте к поражению. Концентрируйтесь на них и играйте аккорды медленно и чисто, не ускоряйте части! Ваша цель — левая рука, не более того.

Синхронизация правой и левой руки

Все знают, что я люблю играть много технических упражнений, так как они развивают скорость и точность, помогают держать меня в форме. Занимаясь последовательно, этими упражнениями, вы убьёте одним выстрелом двух зайцев: во-первых разогреете руки, во-вторых повысите свою технику.

По вполне понятным причинам, я с самого начала был большим фанатом хроматизма (видимо у меня математический склад ума). Мне нравятся многие хроматические упражнения в моей книге. Играя их с различными изменениями, я развиваю скорость и ловкость. Плюс я использую способ Стива Морса, играя хроматизмы на одной струне. В итоге моя техника сложилась из этих двух составляющих.

Освоение хроматической гаммы может очень помочь вам в развитии своей техники, так как она охватывает все возможные комбинации пальцев левой руки, а также развивает отличную координацию между руками.

Хотя я в основном использую свои упражнения, но до сих пор интересуюсь и другими. Делать одно и то же всё время скучно, поэтому я меняю упражнения для того, чтобы фокусироваться на различных аспектах моей техники. В итоге я, в той или иной степени, применяю их в различных музыкальных ситуациях.

Пример 3

Давайте посмотрим на типичное хроматическое упражнение для разогрева. Первое что я делаю, придумываю рисунок (пример 3), он является основой, и затем будет видоизменяться. В нём достаточно трудный размер 5/4, ноты располагаются на 5 и 6 струнах.

Снимок экрана 2015-09-07 в 12.42.51

Пример 4

А сейчас самое интересное: После того как сыграли пример 3 в одной позиции, начинайте перемещать рисунок. Первое что можно сделать – это переместить по хроматизму, как в примере 4, играя на тех же струнах. Играйте это, и все последующие упражнения, штрихом вниз-вверх.

Снимок экрана 2015-09-07 в 12.43.07

Пример 5

Как закончите с четвёртым примером, приступайте к пятому, где рисунок в левой руке тот же, но перемещается ниже по струнам, это поможет вам быть мобильным на всех 6-ти струнах.

 

 

Снимок экрана 2015-09-07 в 12.44.16

Пример 6

Как вы видите, упражнение постепенно усложняется, хотя основа остаётся. Пример 6 самый трудный. Эти ноты нужно сыграть на каждой струне, но двигаясь по хроматизму вверх. Начните упражнение медленно, это синхронизирует ваши руки. Как только почувствуете себя уверенно во всех позициях, то увеличьте темп и занимайтесь под метроном.Снимок экрана 2015-09-07 в 12.44.35

Пример 7

Сейчас вам наверно скучно играть одно и то же, поэтому, например, сыграйте рисунок в обратном направлении. Начните с первой струны и двигайтесь, вниз, играя хроматический рисунок по убыванию, а не возрастанию (пример 7). Конечно, вы можете играть лишь пример 7, но сложив 4, 5 и 6 примеры, вы получите собственный. Следующий шаг – придумать свои разминки и их вариации. Используйте воображение и получайте удовольствие.

Снимок экрана 2015-09-07 в 12.45.08

Разрабатываем диатонические секвенции

Теперь, когда мы синхронизировали правую и левую руку, я хотел бы добиться больше музыкальности. Изучая диатонические секвенции, у вас могут возникнуть новые мелодические идеи, те которые не пришли бы вам в голову при проигрывании произведения. Когда я солирую, я редко повторяюсь, а секвенции использую специально, чтобы создать напряжённость. Тем не менее, по большей части, я применяю различные мелодические идеи и мотивы, чтобы создать длинные и плавные переходы, а секвенции помогают переместиться от одной мелодической темы к другой.

Пример 8

Когда я создаю секвенцию, я обычно начинаю сверху. Сначала я придумываю мелодический фрагмент – основу, в эолийском ладу (A, B, C, D, E, F, G), как в примере 8. Затем, я довожу его до определённой удобной точки, чтобы в последующем я мог мгновенно вставить его в любое моё соло. Играя пример 8 удостоверьтесь, что вы чётко выделяете ноты на струне соль. Если у вас не получается их чётко выигрывать, или получается, но слишком грязно, то играйте медленнее, или акцента не получится. Обратите внимание на особенность схемы в правой руке, не смотря на то, что первая нота в такте берётся вверх, я всё равно начинаю с затакта и со штриха вниз. Мне так удобнее, и это облегчает синхронизацию правой и левой руки.

Снимок экрана 2015-09-07 в 12.45.53

Пример 9

Как только я изучил отрывок, я сразу делаю его музыкальнее (интереснее), переставляя на другие позиции. В примере 9 первое, что я сделал – это добавил диатоническую секвенцию, на тех же 2ух струнах, что в примере 8 и перемещаясь вниз по грифу. Это добавляет некоторого движения. Кстати, практикуйте этот и другие примеры в разных октавах и на различных струнах. Так вы разовьёте не только свою технику, но и знание грифа.

Снимок экрана 2015-09-07 в 12.46.32

Пример 10

Ещё один способ сделать основной шаблон более интригующим, – это добавить игру через струну как в примере 10. Снова удостоверьтесь, что высокие ноты, на струне си, звучат чётко. Обратите внимание на небольшую растяжку в левой руке. Самый простой способ выполнить её, – это растянуть свой указательный палец, назад на один лад, чтобы сыграть ноту соль.

Снимок экрана 2015-09-07 в 12.47.09

Пример 11

Для большей сложности, играйте диатонические секвенции из примера 9 и используйте игру струну как в примере 10. Я соединил их в примере 11. Поэкспериментируйте далее с этой фигурой по своему усмотрению.

Снимок экрана 2015-09-07 в 12.47.58

Пример 12

Теперь, когда вы полностью проанализировали и перестроили пример 8, пора использовать его на практике. Посмотрите, как легко он вписывается в мелодическую линию в примере 12 и хорошо звучит в ре-миноре.

Снимок экрана 2015-09-07 в 12.48.31

Пример 13

Так же вы можете использовать этот пример в пентатонических-базовых линиях, как в примере 13. Это будет хорошо звучать в блюзовом ми-миноре.

Снимок экрана 2015-09-07 в 12.49.01

Развиваем выносливость

Если вернуться во время, когда я играл в футбол, то одна из вещей, над которой мы постоянно работали, – это поддержание выносливости, чтобы иметь такую же энергию и интенсивность в конце, как и в начале тренировки. Наш тренер помог нам разработать выносливость, заставляя нас отрабатывать «испанский круг», ведь мы не удерживали один темп, а чередовали спринт и бег трусцой. «Испанский круг» помог нам натренировать выносливость, что дало нам дополнительную скорость во время критических моментов в игре.

Я считаю, что применив тот же принцип на гитаре, вы сможете резко увеличить скорость и выносливость. Как это сделать? Играйте шаблон, используя только 16-ые ноты (важно, что бы вы играли под метроном в удобном для вас темпе), и в определённом месте разнообразьте 16ыми триолями, и продолжайте играть до полной чистоты в звуке, далее постепенно увеличивайте скорость. Конечно не перестарайтесь, просто играйте пример достаточно долго, чтобы хорошо потренироваться. Это выгодно вдвойне: правая рука получает силу (в связи с повторением 16ых), и вы увеличиваете свою скорость.

Пример 14: «Voices»

Моя ритм-партия в «Voices» из альбома Dream Theater – Awake, как показано в примере 14 чётко иллюстрирует этот подход. Обратите внимание, что я попеременно использую продолжительную линию 16-ых нот с небольшими вставками 16-ых триолей в конце фразы. Я использую строгий штрих вниз-вверх на протяжении всего пассажа. Используя этот пример в качестве руководства, я уверен, что вы создадите свои версии «испанского круга» с учётом ваших потребностей.

Снимок экрана 2015-09-07 в 12.49.42

Мы всё время говорим об увеличении скорости, но я твёрдо верю в ещё один способ развития убийственной техники – соблюдение метра. И секрет развития – это метроном. Когда я начинал, то изучал темы Стива Морса, но не как не мог сыграть их, потому что они были технически пугающими. Затем мой учитель познакомил меня с метрономом. Он сказал, что если я сначала буду практиковать сложные пассажи на медленной скорости, а затем постепенно увеличу темп, то я выучу их гораздо быстрее. Я до сих пор помню, как брал с собой метроном и приходил к своей бабушке, сидел в гостиной и изучал Стива Морса. Через полчаса я уже мог играть Дикси Дрэга, а до этого они у меня не получались около месяца! Я убедился в силе метронома, попробуйте и вы.

Педали из арсенала Джона: 

 

Предыдущая запись

Джон Петруччи - Царство Диких Струн (Часть 1)

Следующая запись

Сравнение цифровых "ленточных" дилеев

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *