Продолжаем изучать отличную гитарную школу Джона Петруччи, переведенную нашим клиентом и отличным парнем Владиславом Объещенко.
Глава 5
Добавляем креативности. Создаём собственные фразы
Есть старая поговорка: «Дайте кому-нибудь рыбу, и вы накормите его на день, но научите его рыбачить, и вы накормите его на всю жизнь». Так же и с музыкой. Вы замечаете, что много гитаристов тратят уйму времени на изучение другого гитариста, но проблема в том, как применять знания последнего в своём соло. В конечном счете, вы изобретаете соло с вынужденными крутыми фразами. И люди это услышат. Но как только вы научитесь создавать собственные фразы, вы перестанете зависеть от чьего-либо стиля.
Пример 82
Вы можете получить буквально 100 фраз из одной идеи. Это не преувеличение. Я покажу вам как это сделать. Начнём с примера 82, он небольшой, не так ли? Ах, но дело в том, что в одной фразе много чего есть, если вы знаете, где искать. Если бы вам нужно было бы изучить фразы, вы вероятно играли бы их и использовали в кульминационных моментах в ваших соло. Но давайте разберём фразу по элементам. Посмотрите на ритмический рисунок – это секстоли. Вы видите, что есть производные ноты в Gmaj блюзовой гамме (G, Bb, C, Db, D, F), и 4 ноты играются на одной струне, затем 2 на соседней. Используется стандартный штрих. Имеется явный шаблон для этой фразы!
Пример 83
Теперь, когда у нас есть план, мы можем использовать другие фразы и струны, комбинируя, чтобы создать новую фразу. Отличный способ расширить свой репертуар идей, просто играть всё выше на октаву. Также использовать блюзовую гамму соль. Давайте переместим образец на 1ую и 2ую струны, и мы получим пример 83.
Пример 84
Измените ноту си в примере 83 на ноту до, и вы получите чистый соль минор по пентатонике.
Пример 85
Теперь измените Bb в примере 84 на си чистую (пример 85), и вы получите G миксолидийский лад.
Пример 86, 87
G дорийская гамма, (G, A, Bb, C, D, E, F) относящаяся к тому же образцу, даёт нам пример 86, 87. Как вы видите, возможности бесконечны.
Пример 88
Теперь начинается самое интересное. Вы можете комбинировать различные фразы, производные от одного рисунка и создавать интересные, виртуозные темы. Давайте посмотрим некоторые. В примере 88 G дорийская комбинируется с G блюзовой гаммой.
Пример 89
Пример 89 – это пентатоника в G минору по предыдущему шаблону. Заметьте, насколько различно звучат ноты в отличие от типичной игры в боксе.
Пример 90
В примере 90 этот шаблон используется в 2ух тактах блюзовой последовательности, придавая ему иное звучание, более современное. Я уверен, теперь у вас есть представление о том, как крута эта концепция. Хотя это только верхушка айсберга. Только представьте, сколько моделей и бесчисленных фраз можно создать по этим шаблонам, это невероятно!
Придаём особенность блюзовым фразам
Я всегда был заинтересован способностью некоторых гитаристов, включать различные музыкальные стили в основную блюзовую форму. Я никогда действительно не слушал традиционных блюзменов, но я был поражен, когда услышал игру Ларри Карлтона и Робена Форда, и то, как они объединяют пентатонические и джазовые фразы, чтобы создать, уникальный, «вкусный» блюзовый звук. Я думаю, что типичные блюзовые фишки по-настоящему оживают, когда вы добавляете элементы, о которых мы говорили ранее, такие как: хроматически проходящие ноты в тоне, расширенные гармонии (ноны, терцдецемы), арпеджио, модальность.
Я использую много блюзовых идей, когда солирую в Dream Theater. Так как мы обычно не играем такую музыку, я думаю – это будет классная область для исследования, своего рода дань уважения к великим гитаристам блюз рока 70- х. Я фактически написал это произведение в самолёте на обратном пути домой после своего медового месяца. Не было бумаги, поэтому я набросал аранжировку на пакете для воздуха, отсюда и название «Barf bag», оно объединяет все понятия, обсуждаемые ранее в книге.
Пример 91
Пример 91 содержит элементы бибопа, которые встраиваются на удивление хорошо в контекст блюз рока. Он построен на C миксолидийском ладу (C, D, E, F, A, Bb) с добавлением пониженной 3ей (Eb) и пониженной 5ой (Gb) ступенью. Проходящие ноты присутствуют в обоих тактах и они делают фразу похожей на свинг.
Пример 92
Для меня одна из самых важных вещей при игре блюза (или любого другого стиля), развивать контроль – это неосязаемый элемент, который отделяет великих гитаристов от хороших. Один их способов: для начала сосредоточится на том, как вы играете, как интонируете. Работайте над нюансами, такими как: бэнды, слайды и извлечение нот, штрихи, атака, и передавайте эти ощущения с каждой нотой. Давайте посмотрим пример 92. Я подошёл бы к этому довольно прямым способом, но вместо этого я играю его, через полутоновые бэнды. Они добавляют плавность и заставляют ноту выделиться. Обратите особое внимание на аппликатуру. Хотя это не ортодоксально, но это то, что помогает мне изменить позицию в этой фразе. Также посмотрите как с помощью ноны ре, в группе нот по 4, добавляется интересная мелодическая линия.
Пример 93
В примере 93 я комбинирую секвенции с бэндами, получается классная нисходящая фраза. Вы можете заметить, что я делаю бэнд в каждый тон аккорда C (E, C, G и снова E) при постоянном ритмическом рисунке. Помните, если вы сделали бэнд в основном тоне, то сможете и в любом его аккордовом звуке. Таким образом, вместо одной фразы, у вас есть целая концепция, с помощью которой можно создавать бесконечное количество идей. Вы должны экспериментировать, создавать добавления к вашим фразам. Не бойтесь отойти от традиционности, без предубеждений и с открытыми ушами, вы сможете заставить любую музыку звучать экстраординарно.
Вдохните новую жизнь в пентатонику.
Добавляя оттенки, такие как ноны, или пониженные квинты, и управляя мелодическим и ритмическим контуром, вы можете избавить себя от ярлыка пентатоники в боксе. В этом разделе я покажу вам, как применять эти понятия на примере пары фраз взятых из песен Dream Theater.
Пример 94
В примере 94 отрывок из соло «Voices», начинается с 7:59. Это большая тема для изучения контура, потому что триоли льются стремительным потоком секвенций, а акценты на первой доле придают лиричный и оптимистичный характер. Я начал с бэнда C до ноты си и затем спускаюсь вниз к ля-минорной пентатонике, считая по четвертям.
Пример 95
Обратите внимание, что во втором такте примера 94, я использую мелодические секвенции на основе минорной пентатоники. Я приспособил это движение, убывающей секвенции, которые используют Уоррен ДиМартини или Джордж Линч (пример 95). Послушайте, как одной нотой Eb вы добавляете интересный поворот в мелодии. Убедитесь, что вы следуете табулатуре и используйте нисходящее легато, оно имеет здесь решающее значение.
Пример 96 «Voices» соло
Я переписал всё соло «Voices» в пример 96, так чтобы вы увидели, как я включил все эти идеи в контекст этой мелодической линии. Послушайте диск «Awake» Dream Theater, что бы услышать это соло.
Пример 97
Есть ещё одна интересная фраза в «Lie» 4:37 (пример 97), где нона-до#, пониженная квинта-фа, секста-соль# на фоне си-минорного аккорда. Штрих стандартный вниз-вверх, что позволяет мне акцентировать определённые ноты и делает ритм более точным. Большинство гитаристов играли бы это, используя восходящее или нисходящее легато. Так конечно намного проще играть, но я не думаю, что это звучит хорошо – так как сильные доли в таком случае не акцентируются и по природе своей в технике легато ищут лёгкие пути, в результате — небрежность. Примите во внимание, что правильное исполнение этого отрывка не вопрос скорости, а вопрос чёткости. Если вы играете аккуратно, равномерно, качественно и во время, даже короткие фразы, такая как эта, будет выделяться в соло, и вы будете звучать авторитетно и с убеждением. Как вы видите, немного креативности, и вы сможете вдохнуть новую жизнь даже в самую обычную пентатонику. Продолжайте экспериментировать!
Педали из арсенала Джона:



Нет комментариев