Современные педали реверберации все больше тяготеют к мультифункциональности: цифровая обработка позволяет достигать удивительного качества отражений и имитации пространства. В нашем распоряжении Hall, Room, Plate, Spring… и многие другие виды ревербов. В этом материале мы решили осветить самые популярные из них, разобраться в принципиальной разнице между ними и дать несколько советов по поводу грамотного использования каждого из видов реверберации.
Реверберация типа Hall:
Один из самых популярных видов реверберации, который, как можно догадаться по названию, имитирует отражения в больших помещениях. Исторически hall-ревер отсылает нас к тем временам, когда люди использовали физическое окружение для создания звуковых эффектов. Концертные залы, храмы — при строительстве подобных объектов большое внимание уделялось акустическим качествам помещения. Если вы хоть раз слышали хоровое пение или органную музыку в правильном помещении, то вы понимаете, о чем идет речь. Длинные насыщенные хвосты, плавное затухание, прозрачность — такими словами можно описать «правильную» hall-реверберацию. Это такие отражения, которые воспринимаются как часть фактуры звука — то есть, слушатель отметит для себя: «здесь есть какой-то эффект». Так что используете его аккуратно и умеренно, если вашей задачей является создания естественного и «интимного» звука. Как правило, у hall-ревер не очень просто «уложить» в микс из-за его отчетливых хвостов: мы рекомендуем вам подбирать такие девайсы, у которых есть регулировки Mix и Decay Time (время затухания) — с их помощью подстроить ревер под микс довольно просто.
Реверберация типа Room:
Room-реверберация по принципу своего действия похожа на Hall: ее алгоритмы заточены под имитацию определенного пространства — абстрактной «комнаты». Но room-отражения более естественные: время затухания меньше, хвосты еле-заметные. Room-реверберация используется для создания легкого объема, который не воспринимался бы слушателем как особый спецэффект. Также при желании room-реверы можно настроить для получения качественного слэпбек-эхо. Для этого необходимо выставить достаточно долгий pre-delay и достаточное серьезное значение параметра mix (или любого другого, определяющего количество отражений в сигнале)
Реверберация типа Plate:
Plate является одним из первых изобретенных искусственных ревербераторов. Оригинальные устройства представляли собой «шкафы» с металическими пластинами, которые вибрировали при прохождении сигнала через них и создавали характерные отражения, подмешивающиеся в сигнал (отражения «снимались» специальным звукоснимателем). Педали и цифровые plate-плагины, соотвественно, имитируют работу подобных устройств. Plate-ревер довольно специфичен: если его слишком много, то звук начинает казаться «плоским» и двухмерным. Это вполне объяснимо: пластина не создает трехмерных разнообразных отражений, характерных для помещения. Но в небольших количествах это прекрасный способ придания живости и блеска инструменту без его отдаления и потери в миксе.

Реверберация типа Spring:
Пружинная реверберация хорошо знакома гитаристам, потому что по большей части она встраивается именно в гитарные усилители. Это эффект, который в свое время стал главной «фичей» серфа и пролжает активно использоваться по сей день. Мы любим пружину за ее винтажный характер и вкусное «бульканье». Технически Spring-реверб устроен примерно как и листовой — только вместо пластины здесь используются пружины.

Реверберация типа Reverse:
Реверсивная реверберация создается путем проигрывания обработанно части сигнала задом-наперед. То есть, сначала мы слышим затухание реверберации, громкость которой постепенно возрастает — и в конце мы слышим оригинальную реверберационную атаку. Это очень специфический тип ревера, который не просто создает эффект пространства — лучше его использовать аккуратно и понемногу для достижения творческих целей. Им можно очень здорово размыть гитару (да и любой инструмент) или при желании добавить этакой «дьявольщинки» в звук (особенно здорово это работает с вокалом).
Кстати, реверсивная реверберация отнюдь не плод «современных технологий». Ее научились воспроизводить довольно давно, путем простого проигрывания обработанной части сигнала (он может быть даже на пленке) в обратную сторону.





Нет комментариев