Эквализация в мире современных технологий доступна любому из нас. Делая демки в домашних студиях, мы можем пользоваться десятками плагинов. Множество репетиционных баз оборудованы микшерами с цифровыми и аналоговыми эквалайзерами. Все чаще в педалбордах можно встретить стомпбоксы-эквалайзеры. Эквализация — это целая наука, но наука полезная даже для обычного инструменталиста. Она помогает лучше чувствовать микс композиции, помогает принимать правильные аранжировочные решения (помучавшись с эквализацией, вы начнете понимать, что иногда гораздо грамотнее перенести свою партию, скажем, на октаву вверх, а не надеяться на звукорежиссера. В этом материале мы собрали несколько практических советов, которые помогут вам подружиться с ремеслом эквализации.
1) Не крутите ручки зря
Есть такая «быстрая» техника эквализации: человек берет задирает какую-то полосу вверх и начинает ее «гонять» по частотному диапазону, пытаясь найти проблемную частоту. Это неплохо работает первые пару минут, но затем наш слух быстро теряет ориентацию и перестает понимать, что хорошо, а что плохо. Это такой эффект привыкания: если долго слушать какую-то партию с резко задранным верхом (например), то через некоторое время вы перестанете это замечать. Так что грамотный алгоритм при работе с эквализацией такой: сначала необходимо послушать материал и в голове решить, какую частоту надо убрать или добавить. Потом это сделать и послушать результат. Затем сделать A/B тест с помощью кнопки байпасса. Если стало лучше — значит, вы приняли правильное решение. Если нет, то операцию придется повторить. Это очень хороший способ поддерживать адекватность слухового восприятия и при этом учится вычислять частоты на «слух».
2) Лучшая таблица «полезных» частот — это та, которую ты сделал сам.
Интернет полон разнообразных табличек «полезных» частот, на которые следует обращать внимание при эквализации инструментов. У всех этих таблиц есть очень большая проблема: они Оооочень примерно передают реальную картину в каждом конкретном случае. Условная частота для «полноты» звука может различаться для гитар тип Les Paul и Stratocaster в сотни герц. Поэтому самый правильный вариант — это создать свою таблицу для своего инструмента. Возьмите эквалайзер и повырезайте частоты широким фильтром в разных частях спектра. При этом описывайте свои ощущения: скажем, если вы вырезали верх в диапазоне 5 тысяч герц и потеряли «прозрачность» звука, то так и напишите — «Прозрачность — 5000 герц». При этом не забудьте подвигаться влево и вправо по диапазону. Возможно, особенно сильно этот эффект будет прослеживаться в диапазоне 5200 или 4800 герц — это будет центральной частотой именно для вашего инструмента
3) Слушай другие инструменты, а не гитару
Когда мы начинаем эквализировать, все внимание концентрируется на том инструменте, который подвергается обработке. На самом деле в этот момент надо слушать поочередно другие инструменты — то, как будет меняться их звук, очень важно. Вот вы вырезаете фильтром диапазон выше 6 тысяч герц и слушаете ударную установку: «железо» мгновенно станет открываться и субъективно становиться громче. Или, скажем, вы вырезаете 200 герц у гитары и более «громким» становиться бас. Слушая в первую очередь другие инструменты вы сможете добиться хорошего баланса при эквализации
4) Эквализируй эффекты в «петлях» !
Многие гитаристы используют эффекты пространственной обработки через петлю усилителя. Это отличный повод поработать эквалайзером. Если возникают проблемы с читаемостью гитары в миксе или «мыльностью» общего звука, то попробуйте вырезать в петле нижнюю середину в районе 250-500 герц, очистите немного верх: вы почувстввуете, что пространства в миксе стало больше, при этом ощутимой потери эффекта ревера/дилея вы не получите — это гораздо эффективне, чем уменьшать значение mix. Это настолько крутой прием, что ради него можно приобрести даже отдельную петлю эффектов в педалборд — например Keeley Electronics True Bypass Looper
5) Включай визуализацию в своей голове
Научиться хорошо эквализировать — очень непросто. Нужно много тренировки, необходимо научиться на слух определять все частотные диапазоны в различных инструментах — а это та еще задача. 500 герц в электрогитаре и 500 герц в басу для неопытного уха могут показаться совершенно разными диапазонами. Для этого необходимо тренироваться на разнообразном аудио-материале. Приходя на репетицию, займитесь микшером: откорректируйте вокал, эквализируйте барабаны — это классный опыт. Тут на помощь вам прийдет классное упражнение: попробуйте начать ассоциировать различные частотные диапазоны с цветами. Например, низкие частоты представляйте синим цветом. Чем выше диапазон — тем более яркий и теплый цвет. Используйте это, когда слушаете музыку или играете на гитаре. Подобный подход создает в голове крепкие ассоциативные связи, который позволяют легко вычленять частотные диапазоны из микса. Попробуйте — вам понравится!
Хорошие эквалайзеры в Pedalzoo:



Нет комментариев