Музыканты

Как перестать ненавидеть рэп

Ничто так не объединяет любителей рок-н-ролла, как ненависть к хип-хопу. Прогрессив-рокеры, металлисты, готы, панки забывают о разногласиях и начинают братски обниматься, когда кто-то рядом проклинает рэп. Можно ли в себе перебороть рэпоненавистника за один вечер? Попробуем.

Фишка в том, что тот хип-хоп, что нас преследует на радио, на ТВ и в интернете, и тот хип-хоп, который в теории мог бы понравиться рокеру — это две разные музыки. Рок-н-ролльщик хочет драйва, риффа и мелодий. Или если уж ничего из этого не улавливается, то хотя бы чтобы «качало». Радиоформатный же хип-хоп, с которым мы имеем дело в повседневности, в подавляющем большинстве своем не такой от слова «совсем».

Погруженный любитель рэпа ценит постановку речитатива, креативность битов, трендовость, идейность, какие-то черные вибрации. С какой страны и с какого побережья артист для них тоже важно. Многих даже тексты волнуют (а, может, и притворяются, будто понимают). У тех, кто слушает нынешний хип-хоп, даже восприятие мелодии абсолютно не соответствует тому, к чему привыкли рок-н-ролльные мы. Вот он тыкает пальцем в песню и кричит «Да ты только послушай, какая тема! Это же хит на века!». А ты как идиот в этом слышишь лишь «тыбыдымц-убда-тыбыдымц-убда-тыбыдымц-убда-тыбыдымц-убда», какая к черту мелодия.

На самом деле все эти разногласия не фатальны. Даже для продвинутого меломана оказывается непреодолимой задачей найти музыку, скажем, в записях Фрэнка Заппы или Чака Шульдинера. Хотя она там безусловно наличествует. И это, заметь, не хип-хоп.

Мы попробуем сейчас поступить просто: возьмем несколько рэповых пластинок самых разных эпох из числа тех, которые могут понравиться тому, кто вырос на рок-н-ролле. Если даже они тебя не проймут, то ты безнадежен.

Run-D.M.C.
Run-D.M.C.

Начнем с самого простого — с одних из пионеров жанра, нью-йоркеров Run-D.M.C. Они записали семь альбомов, но (поверь, я проверял) достаточно начать и закончить одним — «Raising Hell» 1986 года, он у них был третий по счету. Тут достаточно знать две вещи. Первое — запись продюсировал Рик Рубин, который в том же 1986 году стал продюсером альбомов Beastie Boys и Slayer. Второе — здесь есть тот самый хит с группой Aerosmith, но при этом и весь альбом штырит не меньше.

Смешная информация: поговаривают, что зарождение хип-хоп культуры именно в Нью-Йорке связано в какой-то степени с блэкаутом 1977 года, когда парни из черных гетто наворовали из магазинов бездействующего города синтезаторы, вертушки и прочие аппараты для креатива.

Далее мы приходим к невероятно новаторскому и экспериментальному рэп-дуэту Eric B. & Rakim, который в 1987 выпустил креативный, заводной и позитивный лонгплей «Paid in Full». По нему очень как раз интересно изучать, как хип-хоп развивался взрывным образом сразу во всех направлениях — и в речитативе, и в битах и в сэмплах.

Из музыкально-шлягерного хип-хопа 80-х проще всего выделить De La Soul с дебютной пластинкой «3 Feet High and Rising» 1989 года. Хотя чтобы ими проникнуться уже желательно иметь в голове какой-то фундаментальный багаж по части соула, фанка и всего такого черного.

A Tribe Called Quest с альбомом «The Low End Theory» 1991 года — прямо филигранная золотая середина между жесткостью, вайбом, хуковостью и монотонным качем. И, кстати, превосходный образец-инструкция, как из хип-хопа можно делать разнообразную музыку.

Все вышеперечисленные артисты — архетипы раннего нью-йоркского хип-хопа. Перенесемся теперь на западное побережье и возьмем самого пробивного и агрессивного персонажа своей эпохи — Ice Cube (который, кроме прочего, был одним из пионеров гангста-рэпа в составе группы N.W.A.). Его второй сольник «Death Certificate» 1991 года — честный, злющий олдскульный рэп, каким только можно его себе представить.

Небольшое отступление. В чем же заключается разница между west coast rap и east coast rap? Какого-то четкого прямого ответа к сожалению нет, особенно сейчас. Война между берегами и какие-то противоречия в идеологии и стиле наблюдались в девяностые годы, а сейчас практически стерлись, тем более что некоторые артисты мигрировали туда-сюда или сотрудничали с рэпперами или продюсерами с противоположного берега. Считается, что западный берег в те времена более ориентировался на гангстерскую тематику, звучал слегка расслабленно и очень активно использовал фанковые сэмплы. В то время как восточный берег тяготел к сэмплам из джаза, витиеватой лирике да еще и звучал так, будто артисты вечно на стреме. 

Вернемся обратно в Нью-Йорк, где Beastie Boys в 1992 году записали одну из своих самых революционных работ, лонгплей «Check Your Head». С живыми барабанами, гитарами и вставками хардкор-панка и эсид-джаза. Сложная пластинка, практически без хитов, но глубина замысла и смелость реализации феноменальная.

А вот диск «Black Sunday» (1993) от калифорнийцев Cypress Hill — наоборот, альбом, который не требует от слушателя никаких сверхусилий для погружения. Хип-хоповый кач и грув в чистом виде. Просто можно включить запись, и если организм с первых секунд не отторгает — не заметишь, как альбом уже подойдет к финалу. И это не негры и не белые евреи, а латиносы, что для того времени в хип-хопе было диковинкой.

OutKast — одна из самых экстраординарных рэп-групп, когда либо пробившихся в мэйнстрим. Они из Атланты (это восточное побережье, но южная его часть). Проблема с ними в том, что всюду нахваливаются те их пластинки, которые интересны упертым поклонникам рэпа, рок-н-ролльщику там ловить нечего. Исключение составляет двойной альбом «Speakerboxxx/The Love Below» 2003 года. Его можно рекомендовать без оглядки каждому прохожему со вкусом. По части амбициозности и по охвату музыкальных кругозоров это нечто вроде «белого альбома» The Beatles только для хип-хопа. Есть здесь все — от соула и эстрады до джаза.

Представители самой радикальной стороны рэпа Dalek из Нью-Джерси делают так называемый абстрактный хип-хоп (для рэпа это что-то вроде прогрессив-рока), но у них это еще и помножено на индустриальный саунд. «Absence» (2005) — крайне тяжелая в прямом и переносном смысле работа, но она точно или расшевелит или поставит в тупик любого, кто считал хип-хоп детской музыкой.

Наконец, минуточку, я прекрасно понимаю, как всех бесит одно только имя Kanye West — при одном лишь его упоминании хочется сбежать на другую планету. Но в этом случае скептикам придется потерпеть поражение, потому что «My Beautiful Dark Twisted Fantasy» 2010 — это действительно величественное и музыкальное произведение. Канье хорошо ладит с читкой, но крайне скверно поет, что портит те номера, где он пытается выдавить из себя соул-вокалиста. Но такое не губит цельный альбом. А еще здесь есть сэмплы из King Crimson. Шах и мат, атеисты!

Как бы ты ни любил Pink Floyd, Led Zeppelin и Sex Pistols, нам уже никуда не деться от того свершившегося факта, что на музыкальной арене хип-хоп победил. И даже не подает каких-то признаков утомления. Да, большинство этих записей слушать или невозможно, или вполне можно, но переслушивать себя не заставишь. Но, кстати, то же самое можно сказать о 90% современных рок-альбомов. Проблема больше в том, чтобы найти интересные для тебя самого рэп-альбомы. Они существуют, они не могут не существовать.

___

Специально для Pedalzoo.ru

Предыдущая запись

Дилеи, которые не боятся быть "цифрой"

Следующая запись

IK Multimedia UNO Synth

6 комментариев

  1. Роман
    02.05.2018 по 1:35 пп — Ответить

    Anthrax & Public Enemy — Bring The Noise, вспомнил вдруг.

  2. Александр
    03.05.2018 по 5:41 пп — Ответить

    С фига ли я дожен искать для себя что-то в рэпе???? Что за бредовая статья вообще?! И кто сказал что кто-то там победил? Мне лично вообще всё равно что сейчас якобы в «моде». Для меня есть только рок и точка. Автор — без хребтовое создание.

    • Артем
      09.05.2018 по 11:27 пп — Ответить

      Изи-изи, мэн, рил ток. Дело не в моде и не в том, кто победил. С фига ли?.. Например, чтобы выйти из собственной зоны комфорта, развивать свой кругозор и музыкальную эрудицию, как следствие, себя в целом, и в итоге перестать быть узколобым и бестактным деревенщиной. Просто-то как все, оказывается, да?

  3. Артем
    09.05.2018 по 11:43 пп — Ответить

    Статья хорошая по замыслу, но несколько однобокая по реализации, в частности по примерам, хотя, это понятно, в хип-хопе столько направлений, диаметрально противоположных друг другу по саунду и идеологии, что в таком коротком объеме текста все не охватишь. Кстати, насчет ненависти любителей рока и метала к рэперам, у меня складывается впечатление, что это сугубо наше изобретение, на Западе отношение тех и других друг к другу гораздо проще, что позволило всяким Anthrax’ам и Aerosmith’ам звать рэперов на фиты, всяким RATM’ам, Biohazard’ам и иже с ними начать смешивать рок и метал с хип-хопом, продюсерам типа Sutter Kain резать сэмплы для битов с металкоровых песен, и т.д., и т.п., примеров продуктивного и интересного взаимодействия — масса, и никакой ненависти. Есть чему поучиться.

  4. 12.05.2018 по 2:38 пп — Ответить

    Hi! Однако существует и труЪ российский гэнгста-рэп. Эти парни и баланды пожрали и на улицах помесились, видели и как убивают, и как умирают. Таких крайне мало, все они в глубочайшем андеграунде, и знает о них лишь три с половиной анонимуса.

  5. Boris F
    06.07.2018 по 7:24 дп — Ответить

    Ирония в том, что музыкально рэп ничуть не менее интересен, чем рок. Источники сэмплов, работа с ними, синтезированные звуки, бит, грув, флоу, ритмика текста. Многое создавалось людьми без классического музыкального образования, чисто на интуиции. В этом столько труда, столько любви, страсти. Столько талантливый людей выразили себя в этом виде музыки. И мне удивительно, когда человек, считающий, что он любит музыку, проходит мимо такого огромной части культуры. Одним текста не нравятся, другим внешний вид, третьим потому что «всем модно а янетакой». Рэп прекрасен и музыкален. Просто чтобы любить рэп, надо слушать хороший рэп. В рэп низкий порог вхождения, и поэтому на поверхности много шлака, но если уделить время поиску, то можно найти настоящие жемчужины.
    Статья клёвая, спасибо!

Добавить комментарий для Роман Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *