10 фактов о брит-попе

Почему брит-поп британский, откуда он взялся и что в нем такого хорошего.
1.
Заслышав слово брит-поп люди тотчас себе наглядно представляют Blur, Oasis и их доисторических предков The Beatles. Это не совсем верный расклад, так как большинство брит-поповых артистов считают, что истоки этого жанра идут от группы The Kinks.
The Kinks — третья после The Beatles и The Rolling Stones — команда «британского вторжения в США», имела одно принципиальное отличие от жуков. Они были гораздо более местечковыми. В 1966 году лидера The Kinks Рея Дэвиса посетила очень свежая мысль — а что, если он начнет сочинять рок не космополитичный, не американоподобный, а полностью выстроенный на британской популярной музыке, безо всяких там ритм-энд-блюзов и кантри. Так появился альбом «Face to Face», первый образец чистопородного английского рока без иноземных наполнителей. The Kinks, кстати, стали упертыми британцами вследствие печальных обстоятельств — американские чиновники запретили им въезд в США на несколько лет, и группе пришлось вариться в своем лондонском тумане.
2.
Идею The Kinks и публика, и коллеги по сцене встретили с энтузиазмом. Ну у The Beatles в тот момент и так хватало бритпоповых номеров — «Good Day Sunshine» как самый яркий пример. А годом позже The Beatles записали свой самый махровый брит-поповый шлягер — «Penny Lane».
Что же о The Rolling Stones, то они, находясь под впечатлением от «Face to Face» (это роллинги и сами открыто признают) записали свою первую и последнюю брит-поповую пластинку «Between the Buttons» в 1967.
3.
В шестидесятые идея не прижилась. В основном по той элементарной причине, что в 1967 году все массово переключили внимание на психоделический рок, а тот с идеями брит-попа стыковался плохо, точнее, не стыковался вообще. The Kinks героически откатали еще три (малоуспешных) бритпоповых альбома — «Something Else», «The VIllage Green Preservation Society» и «Arthur», после чего забросили идею надолго в чулан, но не навсегда.
Из редких образцов истинного брит-попа шестидесятых можно еще вспомнить лонгплей «Emotions» группы The Pretty Things 1967 года. Немало элементов брит-попа можно уловить и на концептуальном, очень гротескном альбоме The Who «Sell Out». Ну и можно взять смелость и обвинить в брит-поповости дебютный альбом группы The Move 1968 года. Это те самые The Move, которые через несколько лет переименуют себя в Electric Light Orchestra.
4.
Понятно, что в семидесятые годы никому не было дела до брит-попа, все занимались куда более сложной или же шумной музыкой. Правда лично я склонен считать, что альбом Дэвида Боуи «Hunky Dory» 1971 года, несмотря обилие американских мотивов, в целом изящно вписывается в брит-поповую колею.
Перелом наступил в неожиданном месте, когда лондонская панк-группа The Jam к своему третьему альбому придушила в себе панков, записала кавер-версию песни The Kinks «David Watts» и разродилась очень англофильской пластинкой «All Mod Cons» (само название которой отсылает нас к британской культуре так называемых модов 60-х).
5.
В Британии The Jam имели колоссальный успех, возродили интерес к модам да и вообще традиционному английскому року. Однако прошло немало времени, прежде чем брит-рок обзавелся каким-то новым выдающимся апологетом.
Фактически это случилось лишь с восходом группы The Smiths в середине восьмидесятых. Все ж таки The Smiths не принято называть брит-попом (трудно даже понять почему), но то, что они сыграли для становления жанра ключевую роль, не подвергается никаким сомнениям.
Вообще джэнгл-поп восьмидесятых был уже почти сформированным брит-попом, взять хотя бы группу The Housemartins, в которой басистом начинал диджей Фэтбой Слим.
6.
Первой настоящей брит-поповой пластинкой в современном понимании этого слова, наверное, следует считать дебютник группы The Stone Roses, из того же самого Манчестера, что и The Smiths.
Их волшебный альбом 1989 года по факту стал первоосновой для всего англофильского рока девяностых. Жаль лишь, что сами The Stone Roses так и не смогли повторить это чудо еще раз, хотя попытки предпринимали неоднократно.
7.
Всякий человек хотя бы раз в жизни слышал о брит-поповой войне девяностых — это когда группы Blur и Oasis дрались за корону королей английского рока. Любопытно, что Blur объявились на сцене сильно раньше — их первая пластинка вышла в 1991 году.
Oasis же разродились лонгплеем, когда Blur уже выставлял в магазинах третий альбом, в 1994. Но на самом деле все логично, ибо Blur на первых двух пластинках лишь раскачивались, и породистый хардкорный брит-поп научились делать тогда же, в 1994 на лонгплее «Parklife».
8.
В девяностые годы английская пресса повытаскивала на белый свет целую тьму новоявленных брит-поповых коллективов. Особенно занятно получилось с группой Pulp, которая выпускала альбомы с 1983 года, но до массовой моды на брит-поп была практически никому не нужна.
Кстати, большинство из таких коллективов на Родине в итоге были популярны куда больше, нежели в остальном мире. Несмотря на общий ярлык «брит-поп» они являли собой ощутимое разнообразие, в диапазоне от ноток The Beatles и The Kinks до The Smiths, Дэвида Боуи и даже Queen.
Radiohead тоже принято причислять к брит-попу, хотя лично я такой подход не одобряю — это все-таки более заковыристая в жанровом плане команда, да слишком много в её музыке иноземной крови — и американской и даже немецкой, краутроковой.
9.
В нашем веке истерия по брит-попу заметно стихла, но сам брит-поп совершенно не стих. Мало того, его влияние расползлось на весь мир, и практически везде, от Америки до России можно обнаружить многочисленные коллективы, звучащие очень и очень по-английски.
Появился и популярный артист, который иногда заводил брит-поп в буквальном смысле слова. Дело в том, что оригинальный брит-поп несмотря на корень «поп» все ж таки был именно рок-музыкой.
Но вот если мы возьмем чисто эстрадного певца Робби Уильямса, то сможем во многих его вещах услышать, как звучит брит-поп именно в поп-музыкальной форме. Примерно то же самое можно сказать и о безгитарной группе из Сассекса Keane.
10.
Десять пластинок для первого знакомства:
- The Kinks «Something Else by the Kinks», 1967
- The Rolling Stones «Between the Buttons», 1967
- The Jam «All Mod Cons», 1978
- The Stone Roses «The Stone Roses», 1989
- Suede «Suede», 1993
- Blur «Parklife», 1994
- Oasis «(What’s the Story) Morning Glory?», 1995
- Pulp «Different Class», 1995
- The Verve «Urban Hymns», 1997
- Morrissey «You Are the Quarry», 2004
___
Специально для Pedalzoo.ru
Нет комментариев