Альбомы-трибьюты, которые вдруг удались

Трибьюты — всеобщая больная тема. Нет ничего более тщетного и жалкого, чем индустрия кавер-альбомов с посвящениями любимому артисту. Однако не бывает правил без исключений, мы их тут собрали тебе на радость.
По сути своей идея собирать альбом перепевок чьего-то любимого исполнителя не несет в себе ничего порочного. Потому что даже самый любимый артист рано или поздно приедается, и хочется послушать все тех же песен, но как-то по-другому. Порою даже интересно, как какая-то группа перепевает песню, и ты в новой версии обнаруживаешь то, что доселе сам не замечал, нечто такое, что было и в оригинале, но в глаза не бросалось. Другие артисты полностью перерабатывают материал в свой фирменный стиль, и это тоже интересно.
Но к сожалению 90 процентов трибьют-альбомов забиты прямолинейными неизобретательными перепевками, смысл существования которых в этом мире под вопросом. Зачем, если оригинал по-любому лучше?
Но хватит ворчания, посмотрим, что можно выцепить из миллиарда записей такого, что не только не оскверняет автора, но обогащает его наследие живительными витаминами или даже стероидами.
Сразу оговариваемся, что в нашем списке строгое ограничение — здесь только пластинки, посвященные целиком одному конкретному исполнителю, будь то The Beatles, Depeche Mode или Metallica. Никаких кавер-бэндов и солянок на вольную тему.
Joshua Rifkin «The Baroque Beatles Book», 1965
Сразу обрати внимание на то, что этот альбом задуман и создан еще в 1965 году, когда The Beatles совершенно не числились в категории серьезных представителей музыкального искусства. Но тем не менее Джошуа Рифкин сделал из песен Жуков целый концептуальный альбом в стиле академического барокко. Многие вещи узнать при этом весьма трудно, не обладая тонким слухом.
Count Basie «On The Beatles», 1970
Здесь ровно обратная ситуация — джазовые версии хитов The Beatles от патриарха жанра Каунта Бэйси хоть и перелопачены полностью под свинговый формат, но узнаются легко, и приносят столь же легкое настроение. Некоторые вещи получились чересчур уж вычурно, но в целом это один из лучших ранних джазовых трибьютов рок-культуре. Материал записан с 1966 по 1970 год.
The Rutles «The Rutles», 1978
The Rutles — фиктивный псевдо-битлз, придуманный для английского телешоу «All You Need is Cash» командой комиков во главе с Эриком Айдлом из Монти Пайтона. Формально песни собственного сочинения, но практически в каждой узнается конкретный первоисточник. Невероятно веселая и занимательная штуковина. Был записан еще и второй альбом много лет спустя, но не столь впечатляющий.
Various Artists «Red Hot + Blue: A Tribute to Cole Porter», 1990
Коул Портер — великий американский автор-песенник, чьи песни все слышали миллион раз, но не все представляют кто их изначально произвел на свет. Мощный трибьют расставляет точки над i и заполняет пробелы в кругозоре. Жанры самые разные — в основном радиоформатный поп, рок, хип-хоп и новая волна. Из звезд — Шинед О-Коннор, U2, Том Уэйтс, Энни Леннокс, Нене Черри, Игги Поп, The Pogues.
Various Artists «I’m Your Fan: The Songs of Leonard Cohen», 1991
Трибьют одному из величайших бардов-песенников прошлого века от больших и малых групп альтернативной сцены. Не все удались одинаково хорошо, но многие версии вошли в обиход и зажили собственной жизнью, а это ключевой показатель. Из звезд R.E.M., Джон Кейл, Ник Кейв и Pixies.
Various Artists «Masters of Misery — Black Sabbath: The Earache Tribute», 1992
Один из первых цельных трибьютов Black Sabbath, но надо сразу предупредить, что это очень и очень творческий сборник, где каждый второй артист искалечил оригинал до неузнаваемости. Иногда это получалось фантастически хорошо. Самые известные исполнители: Cathedral, Godflesh, Sleep.
Various Artists «Virus 100 (A Dead Kennedys Tribute)», 1992
Необычайно популярный среди металлистов и панков трибьют. Потому что на дворе 1992 год, и мир еще не завален бесконечными трибьютами. Эта пластинка, как и предыдущая блещет оригинальностью и самовыражением от каждого второго исполнителя. Не все одинаково феерично, но процент удач впечатляет. Faith No More и Моджо Никсон отличились особенно. Napalm Death и Sepultura включили перепетые песни в свой регулярный концертный репертуар.
Apocalyptica «Plays Metallica by Four Cellos», 1996
Хорошо знакомая всем пластинка, которая затмила собой примерно миллион или миллиард выпущенных трибьютов Metallica (которые в большинстве своем абсолютно безлики, хоть и приятны на слух). После Apocalyptica по миру стала расползаться мода делать камерные классические переработки всего тяжелого и шумного, чтобы металлисту тоже было под что в ресторане с шампанским расслабиться.
Various Artists «Whore: Various Artists Play Wire», 1996
Суровая жанровая работа, где представители шершавого андеграунда перепели наследие пионеров пост-панка, англичан Wire. Случайному слушателю будет въезжать в материал сложно, но для столь сложной сферы, как махровый постпанк этот трибьют — несомненная удача. Самые известные артисты: Godflesh, My Bloody Valentine, Майк Уатт, Lush.
Various Artists «Black Night — Deep Purple Tribute According to New York», 1997
Просто эталонный трибьют-альбом. Берем заезженные песни, погружаемся в них, долго думаем и выдаем в результате почти то же самое, однако далеко не совсем. Самый шедевр здесь — «Child in Time» (Tony Harnell и T.M. Stevens). Но не только. В некоторых треках замечен на вокале Джо Линн Тернер, и даже он выступил необычно свежо.
Various Artists «For the Masses — Tribute to Depeche Mode», 1998
Не самый ровный трибьют, но тем не менее подаривший миру охапку запомнившихся переработок. Версия «Stripped» от Rammstein стала хитом. А вот серьезная, казалось бы, кавер-версия «World in My Eyes» от The Cure звучит почти как пародия.
Various Artists «Dead Forever — Tribute to Motorhead», 1999
На первый взгляд довольно неприятный и даже кощунственный дэт-метал трибьют Лемми Килмистеру. Однако в какой-то момент приходит понимание, что именно так все это и должно звучать — варварски и из глубин желудка. Из группы в наличии Vile, Deceased, Acheron и другие.
Various Artists «Whole Lotta Blues — Songs of Led Zeppelin», 1999
Роскошнейший трибьют Led Zeppelin, где взаместо миллион раз надоевших перепевок нота в ноту с песен сорвано все лишнее и обращено обратно в блюз и рок-н-ролл. Таких «Good Times, Bad Times», «Rock and Roll» и «Heartbreaker» ты еще не слышал. При этом никаких издевательств и заморочек — все стилистически кошерно.
Various Artists «Church of the Devil — Tribute to King Diamond», 2000
Кинг Даймонд кажется неперепеваемым артистом (как и Фредди Меркьюри, трибьюты Queen которого в основном никуда не годны). Представители дэт-пауэр-блековой сцены решили эту задачу каждый по-своему — кто-то попробовал спеть материал по чесноку, а кто-то наоборот ударился во все тяжкие. На удивление много удачных моментов для столь сложного трибьюта.
Various Artists «Stoned Immaculate: The Music of The Doors», 2000
Очень звездный трибьют Джиму Моррисону и Ко блещет каким-то внеземным воодушевлением и любовью к первоисточнику. Бывшие участники The Doors (а также Иэн Эстбьюри, что характерно) тоже отметились в трибьюте. Очень ровном и максимально достойном. Из звезд- Creed, Stone Temple Pilots и даже Бо Дидли.
Various Artists «Pickin’ on Pink Floyd: A Bluegrass Tribute», 2001
Живописный чисто инструментальный трибьют Pink Floyd в стиле кантри. Сделано с душой, выдумкой. Песни отобраны не всегда самые очевидные, и при этом правильные. Слегка похоже на наш (недурственный, надо заметить) российский проект «Балалайка in Rock», только шибко деликатнее.
Stone Jazz «Songs of the Rolling Stones», 2003
Песни Rolling Stones, переложенные на язык современного джаза. Редкий трибьют роллингам, который не раздражает и не заставляет жалеть о потерянном времени.
Various Artists «We’re a Happy Family: A Tribute to the Ramones», 2003
По количеству трибьютов Ramones, наверное, абсолютный рекордсмен, уступающий разве что группам The Beatles и Metallica. Многие панк-группы так и вовсе перепевают альбомы Ramones целиком с первой до последней песни. В итоге среди трибьютов накопилось такое количество хлама, что стала насущной идея выпустить такой вот ультимативный звездный альбом. U2, Red Hot Chili Peppers, Marilyn Manson, Том Уэйтс, Kiss и даже, собственно, Metallica в наличии. Почти все записанное — сильно выше среднего, а кое-что так и просто чудесно.
String Quartet «Tribute to the Pixies», 2004
После Apocalyptica число струнных трибьютов чему попало разрослось до космических масштабов. Особенно это не интересно, но в случае с Pixies сработало, потому что попало точно в унисон с настроением самих Pixies.
Persuasions «The Persuasions Sing U2», 2005
Вокальный джазовый ансамбль перепевает песни U2. Перепевает в буквальном смысле — инструментальная секция им не требуется. Пластинка не для ежедневного развлечения, но как образец высокого трибьют-искусства работает идеально. Качество звука тоже феноменальное, потому что издано лейблом Chesky Records.
Beatallica «Sgt. Hetfield’s Motorbreath Pub Band», 2007
Популярный в народе пивной проект, потешно скрестивший мотивы и тексты The Bealtes и Metallica. Получилось настолько органично, что выпущено аж три пластинки и получено одобрение свыше — сама «Металлика» осталась очень довольна.
Various Artists «Bossa n’ Ramones: The Electro-Bossa and E-Mambo Songbook of the Ramones», 2008
Трибьюты в стиле боссановы не редкость в этом веке, в конце концов это самый простой способ превратить громкий рок в расслабляющий лаунж. В случае с Ramones трансформация особенно интересна, так как превратить нью-йоркский панк в седативную музыку — задача не для слабых. Получилось отменно, может потому, что Ramones невероятно популярны в Бразилии.
Various Artists «A Psych Tribute to the Doors», 2014
Инди-роковые группы психоделического толка взяли на себя смелость отыграть The Doors именно так, как бы те звучали в современных кислотных тонах. Внезапно результат бьет все ожидания, реально. Один из тех трибьют-альбомов, которые надо насильно раздать каждому музыканту на планете с назиданием: «вот как надо, а не как ты обычно». Образцовый трибьют, на котором звезд немного, но есть Clinic и The Raveonettes.
Various Artists «Stoned — A Psych Tribute to the Rolling Stones», 2015
Практически то же самое, что и аналогичный трибьют The Doors — даже некоторые группы повторяются. В случае с песнями Rolling Stones фокус сработал чуть менее эффектно, но все-равно большинству других трибьютов на зависть. Мгновенно перемещаешься в шестидесятые, не покидая наш мир.
__
Специально для Pedalzoo.ru
Нет комментариев