Обзор педалейСекреты звука

Краткий курс по управлению временем

Реверс-дилеи: почему это так сложно и так просто. Плюс немного тайм-менеджмента.

Теория и история

Практически каждый гитарный эффект, каждая деталь аранжировки на поверку оказываются нагружены внушительным социокультурным багажом. Классический пример — это реверберация, ее уже давно изучают теоретики социологии и музыки. Ведь ревер это не только имитирование того или иного акустического пространства, это целая гамма возможных передаваемых эмоций, ссылок и смыслов. Впрочем, о реверберации и ее философии мы еще напишем, а сейчас поговорим про эффект, метафизический характер которого лежит прямо на поверхности.

Реверс.

Наверняка многие пробовали развернуть записанную дорожку гитары задом наперед, получая характерный «ностальгичный», «тоскливый», «странный», «психоделичный» звук, вплывающий из ниоткуда и почти по-человечески разговаривающий перевернутым фронтом атаки. Теоретически его можно было получать хоть на фонографе, но звездный час реверса — 60-70-е годы. Хотя, отметим, академические авангардисты пришли к нему куда как раньше, чем рокеры, минимум в 50-е годы.

Ностальгичность реверса буквальна и ощутима. Ведь что мы делаем, разворачивая дорожку? Мы пытаемся обратить время вспять, заставить звук вернуться в прошлое. Впрочем, популярность реверса в психоделии легко объясняется еще и, гм, веществами. Разговоры задом наперед — более или менее распространенный эффект от некоторых из них.

Особое значение реверса в итоге стало общим местом поп-культуры, причем даже вне собственно музыкальной тусовки: вспомним страшилки про зашифрованные послания к Сатане в запущенных задом наперед песнях (вставьте название своей любимой группы).

Несколько примеров. Вот постарее:

 

Вот посвежее:

И даже так:

Практика

Но не будем забывать — «просто реверс» это студийный эффект, им не поиграешь вживую. А здесь на помощь приходят реверс-дилеи. Ими, конечно, не повернешь вспять всю партию сразу, они разворачивают отдельные ноты. Но эффект получается довольно схожий.

Разворачивать записанный луп можно было уже в EHX 16 second delay (самый конец 70-х), но первые девайсы с реверсом для игры в реал-тайм появились в 1980-е (TC Electronic TC2290 Dynamic Digital Delay вышел в 1986 году), а то и в 90-е — если говорить о педалях (Boss DD-5).

При всей своей кажущейся простоте звучания реверс-дилей довольно сложно создать. По сути, все дилеи с реверсом — цифровые приборы. Девайсу нужно как-то понимать, что именно мы реверсим, когда начинается нота, когда заканчивается. Так что здесь работают сложные алгоритмы по нарезке и склейке звука: это уже практически гранулярный синтез! Поэтому реверс-дилеи и появились только спустя несколько десятилетий после открытия эффекта реверса как такового.

Конечно, есть способ попроще — использовать генераторы огибающей. Сигнал не будет «тру-реверсным», мы не получим того самого говорящего ностальгичного «вжжжууух» развернутой атаки, но вплывать из ниоткуда звуки будут более-менее похоже.

Самые большие проблемы начинаются, когда вы решите изобразить «ту самую» развернутую пленку — то есть выкрутить микс на максимум и играть только звуками повторов. Если в других случаях прямой сигнал маскирует недостатки хвостов, то в таком чистом, беспримесном виде длинные ноты чаще всего получаются рваными, заикающимися.

Если именно такая возможность вам не важна, то выбор реверс-дилея не будет особо сложным. Тем более, что чаще всего его все же берут «в довесок», «чтобы был».

В файле ниже — сравнение трех дилеев с реверсом: EQD Avalanche Run, Boss DD-500 и TC Flashback (именно в таком порядке). Сначала я сыграл арпеджио с миксом примерно на половину, затем — одиночные ноты с миксом на максимум, и в конце — аккорды с миксом на максимум. На записи слышно, что сильнее других рвет звук Avalanche, Boss более плавный, а TC еще плавнее. При этом педали отличаются и в других аспектах: так, Flashback звучит несколько синтетически, а Avalanche – наиболее «сыро».

Одна из лучших реализаций реверс-дилея — в педали EHX Canyon. В примере ниже слышно, что здесь одиночные длинные ноты практически не рвутся, при этом звук не слышится сильно окрашенным и «синтезаторным» (как это было, например, в более ранней педали EHX – Memory Man with Hazarai).

В статье упоминаются следующие девайсы:

Предыдущая запись

Seymour Duncan Palladium

Следующая запись

Echoplex Delay

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *