Секреты звука

Погружение: булькаем вместе с пружинными ревербераторами

Пружинный ревербератор кажется настолько очевидным эффектом, что многие и не задумываются, какие возможности и нюансы он в себе таит. В самом деле — ну кто не слышал спринг-ревера? Ведь их встраивают даже в дешевые комбики, чего там может быть интересного? Так, очередной эффект «для объема» для тех, кому не хватает денег или фантазии на шиммеры, реверы с модуляцией и прочие высокотехнологичные штуки.

Однако не все так просто. Если пробежаться по форумам, мы обнаружим целую секту фанатов спринг-реверов. Для этих людей поиск правильно звучащего эффекта превращается чуть ли не в дело всей жизни. Чего же они ищут?

Первые пружинные ревербераторы появились еще в 1930-е годы, но настоящий Грааль любителей звука пружины — Fender 6G15, он же Fender Reverb Unit. Гробик, выглядящий как небольшая гитарная голова, три ручки регулировки, три лампы — и целый океан сырого, «стеклящего», дрожащего звука.

 

 

В отличие от большинства встроенных в комбики и головы пружинных ревербераторов, звучащих нейтрально и сдержанно, 6G15 сильно перекраивает под себя весь саунд гитары.

Во-первых, там есть преамп, который красит звук — особенно, если учесть, что подключают реверб юнит обычно во вход усилителя.

Во-вторых, он вправду яркий и «сырой». Обычно звук таких юнитов описывают как wet («влажный») или даже squashy («болотистый»). Усугубляется это еще и тем, что ручкой mix можно вообще убрать чистый звук гитары, оставив только обработанный пружиной.

В-третьих (и для многих это — главное) — реверб юниты булькают! По-английски это называется drips. Drips получаются на звуках с резкой атакой и вправду вызывают ассоциации с капающей водой. Наличие и выраженность «бульков» зависит от длины и количества пружин, а так же от того, насколько был разогнан сигнал перед ними. Но стоит запомнить — большая часть спринг-реверов, интегрированных в усилители, этих drips не имеет. Даже большая часть фендеровских комбиков «не булькает».

 

 

Услышать такое пружинное безумие можно в первую очередь у сёрф-исполнителей: они-то и популяризировали такой саунд.

Однако в любой современной музыке, сколько-нибудь ориентированной на сырой грязный рок-саунд 60-х, оно будет звучать правильно и уместно.

Если не за счет drips, то хотя бы за счет ярких и выразительных хвостов реверберации, преображающих гитарный звук. В общем, этот саунд должен быть хорошо знаком не только поклонникам Beach Boys, но и фанатам ретроманского гаражного рока вроде Black Angels (у них «бульки» можно услышать даже на тамбурине).

 

Неочевидный выбор

У юнитов есть несколько недостатков. Самые очевидные — размеры, вес и хрупкость. Менее очевидные — к примеру, отсутствие «хвостов» после выключения. Так что хочешь — не хочешь, а смотреть в сторону более компактных и функциональных вариантов приходится, даже если ты и обладаешь настоящим гробом с бульками. Но здесь — свои подводные камни.

Моделировать «тот самый» звук, оказывается, очень сложно. Например, drips — результат разной задержки звука на разных частотах, что оказывается головной болью производителей педалей. По сути, все популярные схемотехнические решения реализовать такого не могут.

Наверное, стоит поделить все существующие стомпбоксы на несколько категорий, чтобы было проще разобраться.

  1. Педали на основе реальной, физической пружины. Да, такие тоже есть. Здесь основная проблема, что пружину приходится брать маленькую, соответственно, нужной глубины не получится. Поэтому Vanamps звучит довольно рафинированно, а в Spring King от Danelectro пришлось добавлять цифровую задержку.
  2. Педали, которые «булькают». Как уже сказано выше, заставить ревербератор производит «те самые» drips сложно, поэтому в этой категории — стомпбоксы производства или гигантов педалестроения, или компаний, которые собаку съели на цифровых технологиях. В общем, могут позволить себе уникальные программные решения. Наиболее известные педальные ревербераторы с drips – Strymon Flint, Boss FRV-1 и Digitech Polara и Digitech RV-7.
  3. Все остальные педали. Здесь у нас зоопарк технических решений на уже готовых микросхемах и процессорах задержки. Создатели таких педалей используют хитрый ход — имитируют drips короткой задержкой типа слэп-бэка.если не гоняться за аутентичностью, звучать это (особенно в миксе) может вполне правдоподобно. Более того, именно к этой категории относится так любимый на сёрферских форумах ревер Topanga от Catalinbread — пожалуй, самый яркий и в хорошем смысле безумный на рынке. Другие неплохие варианты — Malekko Spring Reverb, Subdecay Super Spring Theory, Solidgold FX Surf Rider.

Как же выбрать нужный спринг-реверб?

Если вы действительно фанат «того самого» грязного и сырого звука, вам в любом случае стоит попробовать реальный танк, несмотря на все его неудобства. Хотя бы ради любопытства.

Но в моем сетапе мирно уживается и реальная пружина и Topanga, и в данном случае я махнул рукой на «те самые» drips. Те же, кто не хочет отказываться от «бульков», могут попробовать Fint или Polara. Здесь выясняется, что спринг-ревер — это не менее индивидуальный эффект, чем фузз или дилей, и выбор будет определяться кучей нюансов.

Flint булькает, но звучит довольно академично, сдержанно. FRV-1 дает в целом очень похожий на юнит тембр, но не дружит с перегрузами. Что важнее — уникальный сырой тон, drips, возможность выкрутить микс на 100%? Для сцены ли берется педаль или «для дивана»? Куча факторов, которые решить можно, только послушав и сравнив.

И не будем забывать, что существенная часть людей, ищущих спринг-ревер, не нуждаются в этой аутентичности — им вполне хватает пружин, встроенных в усилители, и от педали видеть они хотят примерно того же. А некоторые педали, заявленные «сёрферскими», на деле не звучат похоже на спринг-юниты, но при этом дают собственный, очень интересный и отлично ложащийся в микс звук — как, например, уже упомянутый Surf Rider.

В этой статье упоминаются следующие педали:

Предыдущая запись

Brad Whitford - скромный человек из Aerosmith

Следующая запись

Оргия Праведников о творчестве и рок-продакшне

1 Комментарий

  1. Лысый
    20.09.2017 по 6:21 пп — Ответить

    Я ничего не понял, бульки там, педали. Джент на этом играть можно?

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *