Секреты звука

Реверберация: не пространством единым

Многие гитаристы воспринимают реверберацию как совершенно необязательный и скучный эффект. Мол, чего там, «объема подбавить» и всё.
Однако звукорежиссеры уже несколько десятилетий назад поняли, что эффект реверберации обладает огромным творческим потенциалом. И что ревер — вовсе не обязательно только лишь воссоздание звука той или иной комнаты.

Причем этот подход появился задолго до «цифры». Вот к примеру запись Джо Мика (фанат и популяризатор космической тематики, кстати, как и многие современные любители реверберации), датированная 1960-м годом. Здесь для получения интересных пространственных эффектов смешивались самые разные комнаты — вплоть до ванной в доме самого Мика.

Или например вспомним 1980-е с их гейтированным ревером на барабанах. Тоже абсолютно аналоговый эффект — хвосты реверберации, снятые в большом помещении, компрессировались и резались нойз-гейтом. Понятно, что никакого отношения к эмуляции реального пространства такой ревербератор уже не имеет.

В общем, давайте посмотрим, какие типы реверберации чаще всего используют для создания спецэффектов.

1. Спринг-реверб

Пружинные ревербераторы появились несколько десятилетий назад. Это вообще одна из первых попыток создать искусственную реверберацию, однако звучит пружина вовсе не похоже на отражения, которые можно услышать в концертном зале или каньоне.
Что, впрочем, не лишает эффект шарма. «Тру-пружинный» звук обычно характеризуется яркими, довольно короткими, неравномерными хвостами и высокочастотными пиками (drips, «бульки») на атаке, возникающими из-за неравномерного распространения частот по пружине. Кроме того, реверб-юниты сильно красят сигнал своим преампом. Все эти особенности с той или иной достоверностью эмулируют такие педали, как Strymon Flint, Catalinbread Topanga или Subdecay Super Spring Theory.


Явно выраженный спринг-ревер может как украсить шумные гитарные партии на брейкапе или сделать менее скучными арпеджио на чистом звуке, так и воссоздать классическое сёрф-звучание. Или даже в чём-то заменить слэпбэк-дилей. Еще такие реверы любят многие электронные музыканты — например за их интересную реакцию на перкуссионные звуки.

2. Шиммер

Этот тип реверберации молод относительно пружины. Первые попытки создать такой звук (а шиммер — это по сути смесь длинной реверберации и октавера) датируются появлением более или менее внятных октаверов и гармонайзеров. Например прото-шиммер (дилей с питчем) можно слышать на работах Брайана Ино в начале 80-х годов.
Сейчас звук шиммера однозначно маркируется как «космический», и его можно найти практически в любом актуальном реверб-комбайне. Может показаться странным, но звуки и даже принципы шиммера при всей кажущейся простоте сочетания «ревер+дилей+октавер» в разных педалях могут отличаться очень сильно.

3. Лоуфайная реверберация

В этом случае хвосты реверберации намеренно искажаются. Этими искажениями может быть перегруз, как в DBA Reverberation Machine или Caroline Meteore, а может быть и биткрашер, как в Old Blood Noise Endeavors Dark Star. В зависимости от конкретной реализации может применяться как для нойзовых партий, так и для создания пэдовых, практически синтезаторных звуков.

4. Реверс-реверб

Технически записать звук большой комнаты и развернуть его в процессе сведения можно было и 50 лет назад (что некоторые и делали), но расцвет реверс-ревербераторов пришелся всё же на эпоху «цифры». Такие эффекты появились в рэковых процессорах в 80-е годы, причем первоначально это даже было не полноценным реверсом, а скорее «вплыванием» обычного хвоста. Классический пример использования реверс-реверберации — шугейз-группы вроде My Bloody Valentine. Звук, который сделал их популярными, находится в процессорах Alesis Midiverb II и Yamaha SPX90. Сейчас реверс-реверберацию можно найти в Walrus Audio Descent, Digitech Polara и многих других гитарных педалях.

5. Уникальные педальки

Это так называемые one-trick-pony, стопмбоксы, созданные для получения ограниченного набора звуков — но зато подобный саунд вы сможете извлечь только из них. Чаще всего это длинные синтоподобные реверы с кучей обработки на хвостах, которая может включать в себя и уже упомянутые октаверы с перегрузами, так и всевозможные модуляции, фильтры и так далее. Применительно к миксу такие педали обычно решают те же задачи, что и шиммеры — заполняют пространство.


Однако есть и другие примеры: например, построенный изначально как спринг-эмулятор
Ghost Echo от Earthquaker Devices за счет странно настроенного пре-дилея звучит самобытно, но при этом совсем не универсально.

Предыдущая запись

8 рок-групп, которые обошлись без гитар

Следующая запись

ROCKMAN БЫЛ ПЕРВЫМ

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *