Секреты звука

Как сыр в масле: кратко об oil-can дилеях

  • Подписка
  • Поделиться в Facebook
  • Поделиться в VK

В далекие времена, когда цифровые технологии только зарождались, гитарные пространственные эффекты были интереснейшими и остроумно устроенными машинами. Например, Oil-can дилеи, занятный артефакт начала 60-х.

В чем проблема винтажных дилеев — да и вообще пространственной обработки? Их сложно сделать компактными. Например, пружинный ревербератор или плэйт-ревер: существуют чисто физические ограничения, не позволяющие сделать «правильный» звук размером со сникерс-педаль.

Не говоря уже о дилеях. Классический винтажный эффект задержки — это здоровенный ящик с лентой. И Echoplex, и Space Echo — крайне неудобные и довольно хрупкие вещи.

Понятно, что и музыканты, и производители хотели придумать что-нибудь более компактное и надежное. Например, параллельно с тейп-дилеями популярность завоевал Binson Echorek: дилей, где запись производилась не на ленту, а на намагниченные цилиндры.

По идее, это более жесткая конструкция, но подобные приборы тоже не назовешь компактными и надежными.

Еще одна попытка альтернативного взгляда на реализацию задержки — Oil-can дилеи. Это, наверное, самые странные, хотя и очень логичные устройства.

Принцип работы этих устройств несколько похож на BBD-дилеи или даже флеш-карты, но на более низком технологическом уровне, и, признаем, довольно остроумен.

Сигналы, которые нужно повторить, записываются с помощью статического электричества. В основе конструкции — алюминиевый диск покрытый диэлектриком, в котором содержатся маленькие частички проводника.

А причем тут, спрашивается, масло? Всё просто: диск находится в герметичной жестянке с, собственно говоря, минеральным маслом. Если бы не оно, то записанные сигналы не держались бы на диске из-за утечки заряда.

В патентах на первые Oil-can дилеи прописаны даже конкретные марки масла, которые нужно использовать.

Oil-can дилеи появились, как уже сказано, в начале 60-х. У истоков их создания и популяризации стоял конкретный человек — Рэймонд Любов. Он был электронщиком, чинил телевизоры и создал ныне почти забытую компанию Tel-Ray Electronics (сейчас вы наверняка знаете ее под именем Morley). Здесь и родились первые промышленные oil-can дилеи.

Идея стала востребованной: Tel-Ray выпускали настоящие процессоры эффектов, где «масляный» дилей мог сочетаться с реверберацией или вибрато — и вообще всякими нестандартными решениями типа ограничения сигнала на неоновой лампе.

Более того, лицензии на производство Ad-N-Echo продавались и другим компаниям. В результате появлялись такие штуки, как, например, Gibson GA-4RV Reverb Echo.

Удивительно, но при всей архаичности и громоздкости — тем более, появились BBD-дилеи и первые цифровые решения — Tel-Ray/Morley худо бедно продолжали выпуск своих An-N-Echo под разными названиями до начала 80-х. При этом производились не только большие юниты, но и напольные приборы:

Чем же отличается звук oil-can дилеев?

Из-за особенностей записи и считывания, получить кристально прозрачные и точные повторы не получится. По сути, все фишки Oil-can дилеев (как и в случае с многими другими винтажными приборами) — это превращение слабых сторон в сильные.

Например, заряд не окончательно утекал с диска: в результате звучали не только «нужные» повторы, но и далекие отголоски предыдущих. Неравномерность вращения диска давала странное потустороннее вибрато.

Звук хвостов плывет — но при этом не так, как в случае с пленкой. Получается еще более призрачный и мутноватый саунд.

Где найти сейчас?

Цифровых эмуляций Oil-can дилеев пока что не так и много (хотя даже Strymon дает инструкции, как выжать что-то похожее из Timeline).

По сути, на рынке популярностью пользуются два варианта: Old Blood Noise — Black Fountain и Catalinbread — Adineko. Оба эти устройства используют известный чип FV-1 и в целом подходят к эмуляции Oil-can дилеев похоже – и получается, вроде, довольно неплохо, да?

Предыдущая запись

Что надо знать о продвижении

Следующая запись

Метод непринужденных занятий от Kenny Werner

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *