Секреты звука

Тянуть и жевать: пара слов о лоуфайных вибрато

Многие современные педали эффектов делаются на бесконечной волне ретромании. Фуззы, тремоло, вайбы, дилеи — чуть ли не каждая вторая педалька призвана давать «тот самый» старый звук. А один из главных маркеров звуковой старины это недостатки носителя, пленки или винила. Звук тянется, зажевывается, теряет в частотах, насыщается шумами. Что делать, если хочется немного поиграть в Boards of Canada?

VST-плагинов с эмуляцией винтажных носителей звука десятки, если не сотни (например, прекрасный Speakerphone), но гитаристы с их педальками выглядят обделенными. Такое «обвинтаживание» обычно делается вибрато, но далеко не каждый стомпбокс дает нужный результат.

В большинстве педалей вибрато (неважно, как именно они работают с точки зрения схемотехники) из всех форм волны доступны синусоида и, в лучшем случае, треугольник. Они могли бы более-менее похоже реализовывать эффект тянущейся пленки, но звучат плавно и равномерно. А что это за поломанный магнитофон, плавно который жует пленку в равные промежутки времени и на всегда одинаковую глубину?

Для более правдоподобных «заиков» пленки или имитации дефекта пластинки, на котором срывается игла проигрывателя, нужны формы волны поинтереснее, что-нибудь на основе квадрата. А вибрато с квадратной формой волны на рынке раз-два и обчелся.

Ну и, конечно, для большего сходства надо бы добавить в звук лоуфайности: добавить шумов, порезать частоты.

Все это вместе и послужит маркерами ретро. Но, впрочем, не обязательно ретро. Такие вибрато просто интересно и небанально звучат.

Гитаристы обычно выбирают между Zvex Instant Lo-Fi Junky и Chase Bliss Audio Warped Vinyl. И то и другое — педали хоруса/вибрато. Посмотрим, какие есть сильные стороны у этих двух стомпбоксов.

Стоит помнить, что это — разные эффекты. Они частично взаимозаменяемы, но все равно имеют ряд принципиальных отличий.

Стихия Zvexименно лоуфай. В нем встроен довольно лютый и слабо регулируемый компрессор, а частоты режутся даже с регулятором tone на максимум. Так что даже если бы педаль не давала эффекта вибрато, она была бы довольно интересным тоншейпером. Да, педалька довольно шумная, и компрессор, конечно, тоже дает свой вклад в общее шипение.

Модуляция рулится от легкого теплого хоруса до заикающегося детьюна, но при этом даже на максимальных положениях регуляторов она хорошо лежит в миксе и не режет уши. Кроме того, Junky до недавнего времени вообще была чуть ли не единственной широко распространенной педалью модуляции с формой волны в виде ломаного квадрата: как раз, чтобы делать эффект прыгающей на виниле иглы. Звучит все это дело крайне мягко и ностальгично — как раз в духе Boards of Canada. Хотя можно играть самую разную музыку. Вот, к примеру, как Zvex Instant Lo-Fi Junky звучит в совершенно другом, не «винтажном» миксе:

Chase Bliss, особенно второй версии, — не такая выраженно лоуфайная педаль. Она куда более «солидна» и позволяет извлекать из себя самые разные — в том числе вполне конвенциональные, без лишней дичи — звуки. С другой стороны, частотка режется и здесь, кристально чистой эту педаль не назвать даже во второй версии (а первая резала верха практически на уровне Lo-Fi Junky). Да и отдельный лоуфайный режим есть. Но и в нем педаль от Chase Bliss остается более сдержанной и деликатной, чем Zvex.

Зато Warped Vinyl предлагает огромную гибкость. Во-первых, форма волны регулируется двумя тумблерами и двумя потенциометрами; можно самостоятельно выбирать формы полуволны и даже управлять формой этих форм. Во-вторых, батарея микропереключателей позволяет организовать замедление-ускорение модуляции или изменение ее глубины (ну и всякие другие фишки тоже) во время игры, что даже способно дать иллюзию рэндома. Звук будет искажаться то больше, то меньше, то быстрее, то медленнее. Что, как мы выяснили, важно, если мы хотим тэйп-подобный звук.

На что еще обратить внимание любителям пленочно-винилового лоуфая? Есть Hexe GE Melusine, она изображает даже треск пластинки, но найти ее довольно сложно. Pitch Pirate и ее наследники в плане вибрато очень разнообразны, но далеко не всем нравится их звук. Интересный режим есть в Strymon Mobius. Модуляция от Eventide предлагает рэндомную форму волны, но звучит довольно стерильно. Ну и, конечно, Shallow Water от Fairfield: она не даст гибкости Chase Bliss и узнаваемого звука Lo-Fi Junky, но в плане «тэйповости», похоже, готова составить им серьезную конкуренцию.

В статье упоминаются следующие девайсы:

Предыдущая запись

Marty Friedman: о новом альбоме и гитарных педалях

Следующая запись

Аккорды в популярной музыке

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *