Секреты звука

Кошмар гитариста: гитара в линию

Гитаристы очень любят обсуждать «правильный» гитарный звук. Но если мы задумаемся, то поймем, что никаких объективных маркеров «хорошего» звука попросту нет и быть не может.

Практически все представления о «правильном» и «неправильном» всего лишь социально обусловленные предписания. Так сложилось, что в форматной рок-музыке стал котироваться звук усилителей Marshall или Mesa. Всё могло быть и по-другому.

Единственный маркер — то, насколько хорошо устройство выполняет свою функцию в рамках вашей музыки. Все остальные качества — «читаемость», «обилие гармоник», «прозрачность», «жирность» и так далее — всего лишь опции.

Удивительно, но эту простую мысль часто приходится прояснять.

Самый большой кошмар начинающих музыкантов — подключение в линию. Каждый скажет, что так делать нельзя, потому что нельзя. Будет песок, будет вата, будет зуд — ничего похожего на хороший гитарный звук. С какой-то точки зрения это так, да. С точки зрения представлений о каноничном рок- или метал-звуке. Но мы можем сделать и шаг в сторону, не так ли?

Многие наверняка любят классику лейбла Motown. Удивительно, но гитары и бас-гитары в золотые годы студии записывались именно в микшерный пульт через директ-боксы. Использовали эту технологию как минимум до конца 60-х годов. Motown-саунд, судя по американским форумам, остается крайне востребованным и сейчас. Вплоть до того, что выходят всякие директ-боксы-бустеры типа Acme Motown DI.

К примеру, трек группы The Temptations. Гитара записана на Gibson Les Paul через фузз Vox Tone Bender и дилей Echoplex:

 

Еще более каноничный пример прямой записи — одна из самых известных поп-песен вообще, Revolution от The Beatles. Прифуззованное звучание гитары получено обычным перегрузом преампа микшерного пульта.

Может показаться, что всё это тупиковые пути, оставшиеся далеко в 60-х. Но каноничный рифф из песни Black Dog группы Led Zeppelin записан в 1971 году напрямую в микшер через компрессор Urei 1176. А это, на минуточку, как раз становление того самого «современного гитарного звука» и вообще веха развития гитарного саунда, один из эталонов и примеров для подражания.

Хочется более современных примеров? Их есть у меня.

Nirvana, 1991 год:

Или еще более модерновый и менее лоуфайный пример: песня группы Radiohead — Bodysnatchers, 2007 год, где прямая запись используется не как ретроманская или «гаражная» фишка, а просто как интересный эффект.

А что делать гитаристам, которые заинтересованы в подобном звуке и любят эксперименты, но не хотят таскать с собой пафосное студийное оборудование? На рынке не так много педалей для такого, но они всё же есть. Наиболее раскручен, пожалуй, JHS Colour Box и его младший брат Crayon.

Colour Box покруче в плане настроек и имеет XLR-вход и XLR-выход (не будем забывать, что подключение в гитарный усилитель все же не очень «тру», «в линию» — значит, «в линию»).

Crayon скорее «просто фузз», без такого обилия настроек и возможностей коммутации.

Еще одна интересная педаль, больше проходящая по разряду amp-in-a-box, но, все же, способная дать «те самые» тона — Walrus Audio 385. Дело в том, что она эмулирует не просто усилитель, а усилитель кинопроектора. В итоге получается яркий, зернистый и самобытный перегруз, в чем-то схожий с перегрузом входа магнитофона или микшера, но, конечно, более подогнанный под стандарты гитарного звучания.

Эта колонка — не призыв выбрасывать гитарные усилители и массово переходить на «митолзону в линию». Просто предложение взглянуть на мир звука с несколько другой стороны.

___

В статье упоминаются следующие девайсы:

Предыдущая запись

Брит-поп: типовые приемы и характерные черты гитарных партий

Следующая запись

Знакомство с отечественными педалями. Синяя борода.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *