Секреты звука

Фуззы с осцилляциями: шепоты и крики

Фуззы с осцилляциями — как прямые наследники Fuzz Factory, так и далекие от него устройства — важная часть современной гитарной музыки. Конечно, основным популяризатором такого звука в свое время стала группа Muse, но услышать его можно у самых разных гитаристов той или иной степени андеграундности. Сегодня мы поговорили про историю, природу и будущее осциллофуззов с основателем и главным разработчиком специализирующейся на необычных фуззах компании XIX tech Дмитрием.

Расскажи, что вообще такое осцилляции. Этот термин же употребляется в саунд-дизайне в довольно разных значениях. Есть осцилляции фуззов, осцилляции дилеев…

Изначально осцилляции это физическое явление, более точный термин — колебания. Колебания в самом широком смысле распространены в различных сферах, в экономике, социологии, собственно физике. Объединяет их общая природа: наличие обратной связи с некоторой задержкой.

В музыкальной электронике подобные структуры очень распространены, помимо собственно аналоговых осцилляторов сходную структуру имеют также фильтры, фейзеры, фленжеры, хорусы, дилеи.

Осцилляция этих устройств это частный случай, они паразитные, в этом их главное отличие.

Что значит «паразитные»?

Изначально их быть не должно. Это ошибки, которые преследуют каждого схемотехника в кошмарах.

То есть изобретение осциллофуззов — это случайность?

Сложно сказать какой фузз заосциллировал первым, вполне возможно это были уже прототипы тонбендеров и прочих фуззов первой волны. Ведь собственно Fuzz Face, как самый популярный фузз вообще, по своей сути это триггер Шмитта, структура, на которой сделано громадное количество осцилляторов в разных областях электроники, например в аналоговых синтезаторах. Развивая идеи Tonebender mk.2, Захари Вексу стоило допустить одну ошибку — развернуть полярность земли, и его Fuzz Factory заосциллировал.

Фэктори — первый популярный осциллофузз?

Он самый популярный и до сих пор.

А каких еще производителей можешь отметить?

Можно отметить несомненно DBA, у которых много оригинальных дизайнов, Zoom Ultrafuzz очень необычен, Lastgasp Art Laboratories Super Oscillo Fuzz, Catalinbread Antichtone осциллирует в большом диапазоне, в результате чего может в тремоло. Педали разработанные Devi Ever, она же Fuzz Goddess, Fubar Fuzz.

Вообще, осцилляции же разные у всех — от чего это зависит?

На самоосцилляции влияют различия в организации обратной связи — отделена ли она буфером от электроники гитары, влияет тембр самого фузза и море сложноконтролируемых факторов. Поэтому зачастую два одинаковых фуза работают очень по разному.

Электронщики с осцилляциями привыкли бороться, поэтому можно найти много литературы по тому, как от них избавиться — и очень мало по тому, как их сделать.

Какие проблемы могут подстерегать при разработке осциллофузза? Ведь зачастую это довольно сложные в эксплуатации устройства.

Основных проблем несколько. Частота — важно чтобы она не уходила выше слышимого диапазона. Такие высокие осцилляции могут наводится на другие педали, вызывать конфликты с импульсными блоками питания, цифровыми педалями и вообще делать схему неработоспособной. Амплитуду важно тоже держать под контролем, потому что иначе осцилляции будут наводиться по питанию на другие педали. Поэтому например в Zoom Ultrafuzz питание внутри понижается до 5В. Словом, самое сложное и важное это контроль.

Важно глушить осцилляции в байпассе, чтобы они не пролезали в сигнал. Порой это делается очень топорно как в Антихтоне (там разрывается питание, в результате чего при включении педали звук глушится примерно на секунду — И.Б.), порой не делается вообще, что несет много сюрпризов пользователям. Неприятная проблема это зависимость от компонентов, например те же германиевые транзисторы как в фузфактори меняют свои характеристики от температуры, и одни и те же настройки начинают работать совершенно иначе.

Есть мнение, что осциллофуззы лучше дружат с синглами, чем с хамбакерами. Это так?

Зависит от конкретной реализации. Невозможно предугадать какие датчики будут у конечного пользователя, поэтому обычно лучше всего она работает с теми датчиками и номиналами электроники, на которые ориентировался создатель.

Какие сейчас существуют основные принципы управления осцилляциями? Ну, например, включение с кнопки, постоянные осцилляции в определенном положении ручек и т.п. Что удобнее, по-твоему?

Электроника гитары — почти для всех осциллофузов основной способ контроля после ручек самой педали. Тут много нюансов в том как какой элемент электроники влияет, как это все завязано на настройки самой педали, но в большинстве случаев дает контроль питча и возможность осцилляции остановить. У большинства осциллофузов еще есть гейт, то есть осцилляции в той или иной мере контролируются амплитудой. За счет автоподстройки под играемую ноту некоторые осциллофузы могут делать и субоктаву. Из управления кнопкой могу заметить немного отдаленную от осциллофузов педаль Boss DF-2, которая медленно разгоняется пока кнопка зажата, что похоже на настоящий акустический фидбек.

У многих осциллофуззов есть проблемы в размещении в цепи: они не хотят осциллировать, если стоят не первыми. Почему?

Для осцилляций нужна обратная связь. Суть обратной связи в том, что часть сигнала с выхода подается на вход. Это может делаться через специальные цепи, может паразитно через землю, через неотмытый флюс и т.д.

У осциллофузов со специальной цепью фидбека, например Ultrafuzz, или при добавлении отдельного фидбек лупера, проиходит так, что эта цепь имеет определенное выходное сопротивление. Оно создает с выходным сопротивлением гитарной электроники делитель напряжения. Чем меньше сопротивление на выходе гитары — тем слабее осцилляции.

У буфера или активных датчиков выходное сопротивление малое и постоянное — это осцилляции останавливает.

У пассивной электроники выходное сопротивление зависит от номинала ручки громкости и её положения. Минимальное в нуле, равное сопротивлению датчика в максимуме и максимальное примерно посередине. Поэтому у таких фуззов осцилляции останавливаются если ручка громкости на нуле, и при определенных настройках прекращаются при максимальном положении ручки громкости, и начинаются если её немного скрутить.

Возможны ли в осциллофуззах какие-то прорывы? Например, переход на цифру?

Я думаю это противно самой эстетике сломанного оборудования, хрипяще-рваного звука, бендинга, пайки в стиле DBA. Сложные решения тут порой работают гораздо хуже простых, поэтому хоть и будут появляться новые дизайны, прорывов я бы не ждал.

А от крупных компаний? Те же Zoom в свое время выпустили уже не раз упомянутый Ultrafuzz на SMD и весьма рафинированный. А Boss делают фуззы в цифре. Может, еще кто-нибудь решит сделать что-то такое?

Даже если и решит, то наступит на те же грабли, ведь ультрафузз особой славы не снискал. Большинство инноваций в области гитарного звука обречены на провал, и, кажется, если посмотреть на линейку Way Huge и Dod, сейчас крупные игроки это усвоили.

В смысле, все уперлось в клоны и переделки?

Все уперлось в необходимость. Если ваш конкурент это Eventide, то вам нужны высококлассные разработчики алгоритмов, сложная электроника, продуманный интерфейс. Если же вы делите с DBA нишу странных устройств, то тут важнее оригинальность в звуке и внешнем виде, и неважно два или пятьдесят транзисторов в вашем фуззе и в каждую ли лунную фазу будет работать устройство. В цифре есть еще одна проблема, а именно сложность реализации управления с электроники гитары. По крайней мере никаких решений в этой области я не встречал.

А почему осцилляции популярны именно в фуззах? Я вот могу только один осциллодист вспомнить — Teaser Stallion от Catalinbread.

Причин несколько, я считаю. Во-первых — эстетика, о которой я уже говорил, во вторых осцилляция на дистах звучала бы куда суше и противней, в-третьих у дистов чаще всего нет гейта, а без него осцилляции становятся менее контролируемыми. Ну, и историческое влияние Fuzz Factory имеется.

_______

В приведенном примере можно услышать тремоло-осцилляции педали Catalinbread Antichton.

___

В статье упоминаются следующие девайсы:

Предыдущая запись

10 великих хэви-метал альбомов 80-х, про которые все забывают

Следующая запись

История медиаторов Dunlop Tortex

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *