Обзор педалей

Борозды не портят: старые цифровые педали, которые стали культом

  • Подписка
  • Поделиться в Facebook
  • Поделиться в VK

Есть один стереотип касательно цифровых гитарных педалей. Дескать, технологии развиваются, и поэтому новые приборы будут лучше старых. Но на поверку получается, что многие педали, заработавшие славу в прошлые десятилетия, остаются актуальными и сейчас. Более того — они не меньшие предметы культа, чем винтажные аналоговые штуки.

Понятно, почему так происходит. «Цифра», «аналог» – это всего лишь методы. Нет унифицированных стандартов, как должны звучать те или иные эффекты, однозначных «лучше» и «хуже». О преимуществе современных процессоров над старыми можно говорить, пожалуй, только в части эмуляции чего-нибудь или при построении каких-нибудь уникальных сложных алгоритмов, требующих высокой мощности. Да и то с оглядкой. А культовыми педали становятся в том числе и за то, что можно было бы посчитать недостатками — в том числе и за то, что аудиофил посчитал бы «дешевым цифровым» звуком. Собственно говоря, в «аналоговом» мире происходит то же самое: множество фишек старых фуззов — изначально косяки, получившиеся случайно.

Итак, вспомним некоторые цифровые педали 80-90-х годов, которые до сих пор являются желанными гостями в педалбордах.

Boss DD-2

Компания «Boss» в свое время на самом деле серьезно продвинула всё гитарное педалестроение. DD-2 вышел в 1983 году, это первый цифровой дилей фирмы и вообще первый цифродилей в формате стомпбокса. Крайне читаемый, но при этом не стерильный звук и крутая функция Hold, которую ценят и по сей день. Через три года в линейке компании DD-2 был заменен не менее популярным DD-3 — с еще более долгой и не менее славной жизнью.

Electro-Harmonix 16 Second Delay

Ровесник DD2 и просто убийственная для 1983 года вещь (а двумя годами ранее у EHX вышел 2-х секундный дилей, но рассматриваемый образец затмил его по всем статьям). Один из первых цифровых дилеев (в формате педали) на рынке вообще — и сразу такие возможности. Лупер (с изменяемым питчем), модуляция, и даже реверс (в режиме лупера, но один из первых на рынке)! В 2000-е годы Electro-Harmonix переиздавали эту педаль – и опять получилось хорошо.

Boss PS2

Многие любят переливчатые безумные звуки EQD Rainbow Machine или педалей Red Panda, но что-то подобное можно было получить еще в 1987 году. PS-2 — это питч-шифтер-дилей. Видимо, первый питч-шифтер в напольном формате. С характерным лоуфайным цифровым звуком (а в первых версиях еще и шумом) и безумными самоосцилляциями, за что, собственно, и любим до сих пор. Здесь как раз формальные недостатки и несовершенства реализации становятся узнаваемым лицом педали, ее достоинствами.

DigiTech Whammy

DigiTech продолжает выпускать новые версии «Вамми», но первая до сих пор в ходу у любителей цифрового ретро. Первая «Вамми» — это не просто питч-шифтер с ножным управлением, это еще и ТОТ САМЫЙ звук — ну, допустим, как у Тома Морелло. В результате и сейчас первая модель на «ревербе» стоит кратно дороже, например, пятой. Whammy была разработана на рубеже 80-х и 90-х и является, пожалуй, одним из самых ярких примеров того, как цифровые технологии изменили жизнь гитаристов и повлияли на современный гитарный саунд.

Akai Headrush

Перенесемся в 1999 год: Akai HeadRush E1 вышел как раз на рубеже десятилетий и быстро попал в борды гитаристов уровня Джонни Гринвуда. В первую очередь педаль стала легендарной благодаря луперу с крайне удобным управлением (многие не могут до сих пор «слезть» с нее и ее развития Headrush E2 именно поэтому). Однако это изначально все-таки закос под ленточные дилеи, который еще и позволяет создавать интересные текстуры благодаря эмуляции четырех записывающих головок (с разными выходами на каждую!)

Ibanez DE7

Еще одна педаль из 1999 года. На первый взгляд — совсем уж простенький стомпбокс, но до сих пор он – один из дефолтных ответов на вопрос «посоветуйте недорогой дилей». Задержка до 2,6 секунды, музыкально звучащие самоосцилляции и — главное — лоуфайный режим «эхо», который, собственно и обеспечил прибору долгую жизнь. К слову, распробовали DE7, как и еще парочку педалек из бюджетной серии Ton-Lok, далеко не сразу, а уже после снятия их с производства в 2000-е.

Лель ЦЗ

И не надо смеяться. Да, шумная, да, ломается, да страшная и огромная. Зато с душой! То есть, со странной модуляцией и общим лоуфайным характером. Вот эту педаль, в отличие от предыдущей, точно нельзя порекомендовать для всех и каждого, но своих ценителей она имеет. Пожалуй, среди всех старых отечественных педалей наибольшим авторитетом обладает именно ЦЗ.

___

Специально для Pedalzoo.ru

Предыдущая запись

10 фактов о стоунер роке

Следующая запись

Такой задорный пост-метал: самые важные альбомы. Часть 2.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *