Прочее

Вкратце всё, что ты хотел знать о рок-операх

  • Подписка
  • Поделиться в Facebook
  • Поделиться в VK

Рок-опера — древний, но и по сей день экспериментальный формат современной музыки. По сути это подмножество концептуальных альбомов, основное отличие которых — наличие не только сюжета, но и расписанных по ролям песнопений. Некоторые рок-оперы замышлялись изначально как пригодные для сценических постановок, но это в самом деле не норма, большинство рок-опер существуют чисто в музыкальной форме.

Погруженные в тему специалисты (ты легко можешь стать одним из них) считают, что первым шагом к появлению рок-опер стал не альбом, а многочастный девятиминутный трек группы The Who «A Quick One, While He’s Away» 1966 года. Написанная целиком в рок-аранжировке история, для записи которой не нашлось денег даже на скрипки, из-за чего в соответствующей партии артистам пришлось петь «Cello cello cello cello».

Песня стала концертным стандартом для группы The Who и существует в изобильном множестве версий, но лучшей все признают ту, которая была отыграна для киношоу The Rolling Stones «Rock and Roll Circus» в 1968. Это надо видеть хотя бы раз в жизни, но на YouTube, как назло, этот ролик банят, он там обнаруживается лишь в ужасном неслушабельном виде.

В 1967 году британская группа Nirvana (да-да, та самая, которая потом успешно судилась с Куртом Кобейном) записала концептуальный альбом «The Story of Simon Simopath» который нередко называет первым прообразом уже полнометражной рок-оперы. Как несложно догадаться из названия, либретто оперы строится на истории жизни и смерти некоего Саймона Саймопата.

Точно таким же путем пошла другая британская рок-группа The Pretty Things, выпустившая в 1968 году лонгплей «S.F. Sorrow» о жизни вымышленного персонажа Себастьяна Ф. Сорроу. Получилась одна из самых прелестных никому неизвестных пластинок шестидесятых.

Оба этих психоделических концептуальных эксперимента прошли практически незамеченными, и лишь в 1969 году появилась рок-опера, перевернувшая людское сознание и впечатавшаяся в масс-культурное бытие и сознание. Это «Tommy» все тех же The Who. Любопытно, что сюжет либретто тоже чисто биографическая история о (по словам Пита Тауншенда) «глухом, недоразвитом и слепом парне». «Tommy» впоследствии пережил не одну сценическую постановку. Сам термин рок-опера возник все же именно в применении к этому двойному альбому.

Некоторые, правда, любят припомнить, что в те же времена — еще до «Tommy» в 1967 году появилась успешная театральная рок-постановка «Hair» («Волосы»). Её, правда, принято чаще звать рок-мьюзиклом. Музыка написана Гэлтом Макдермотом, слова — Джеймсом Рэдо и Джеромом Раньи.

Ни «Tommy», ни «Hair», однако не получили такой популярности у нас в России, как легендарный опус Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса «Jesus Christ Superstar», впервые записанный в 1970 году. Он с самого начала задумывался как театральное шоу, но так как денег на постановку быстро найти не получилось, авторы сперва выпустили пластиночную версию, наняв на главную партию вокалиста Deep Purple Иэна Гиллана. Мало кто знает, что на той же записи присутствует вокал Гари Глиттера, просто он значится в кастинге под именем Пол Рэйвен.

В 1973 году на сцене впервые поставлен культовый треш-культурный мьюзикл Ричарда О’Брайэна «Шоу Рокки Хоррора». У нас его лучше знают по кинофильму «The Rocky Horror Picture Show» 1975 года с Тимом Карри, Сьюзан Сарандон и певцом Митом Лоуфом в ролях. По совокупности достижений это один из самых легендарных и знаковых рок-н-ролльных спектаклей в истории, но на его примере как раз четко заметно, где проходит граница между рок-мьюзиклом и рок-оперой.

Поставленных на сцене и экране рок-мьюзиклов на самом деле в природе существует невообразимое количество — более ста в любом случае, большинство из которых ты наверняка не слышал, и нет уверенности в том, что все они этого заслуживают.

К числу рок-опер и мьюзиклов нередко причисляют фильм Алана Паркера «The Wall» по одноименному концептуальному альбому Pink Floyd. Вторая рок-опера The Who «Quadrophenia» также пережила несколько постановок.

Для металла рок-опера тоже стала нередким блюдом, есть даже люди, которые всю жизнь посвятили такой разновидности творчества, и мы тут вспомним старину Кинга Даймонда и его монументальные хоррор-концепты «Abigail», «Them» и «Conspiracy». Ну и Savatage, конечно, хотя на самом деле из имен можно целую простыню составить, имеются даже дэт-метал и блэк-метал оперы.

Что уж говорить, если до рок-опер добрались даже панки — в 2010 пресса активно обсуждала бродвейскую постановку «American Idiot» по мотивам пластинки Green Day с тем же названием. Пять лет спустя другой знаменитый панк-рокер Фэт Майк из NOFX написал свою рок-оперу и издал саундтрек к ней под названием «Home Street Home: Original Songs From the Shit Musical». Ценителям очень советую.

Напоследок вспомним о том, что в СССР этот жанр каким-то чудом смог себя проявить. В 1976 году фирма грамзаписи «Мелодия» издала легендарный концептуальный альбом Давида Тухманова «По волне моей памяти», хотя тут можно спорить, насколько полно он соответствует определению рок-оперы.

А вот что касается «Юноны и Авось» 1979 года композитора Алексея Рыбникова на слова поэта Андрея Вознесенского, здесь уже сомнений в жанровой чистоте никаких не будет. Но это только два самых знаменитых и очевидных примера, в реальности список можно продлить такими позициями, как «Орфей и Эвридика» (группа «Поющие гитары», 1975), «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (Алексей Рыбников, 1975) и несколькими операми от Александра Градского.

___

Специально для Pedalzoo.ru

Предыдущая запись

Жизнь после смерти: педали, незаметно ставшие классикой

Следующая запись

Дилеи, которые не боятся быть "цифрой"

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *