Прочее

Что надо знать о продвижении

  • Подписка
  • Поделиться в Facebook
  • Поделиться в VK

Артем Палевич на протяжении шести лет занимается музыкальным маркетингом и организацией выступлений. А еще он ведет телеграм-канал «Музыка: Инструкция по применению». Специально для Pedalzoo он сделал заметку о том, с чего начать продвижение собственного проекта.

В дальшейшем следить за Артемом можно здесь:
TG: https://t.me/musicinc
ВК: https://vk.com/musicinc1
Сайт: https://apalevich.ru/musicinc

___

В повседневности музыканта легко спутать маркетинг с рекламой, не заметив в первом других инструментов для продвижения музыки. Тут и исследования, и развитие отношений с вашей аудиторией, и ценообразование, и различного рода сотрудничества.

Как использовать эти знания на благо своей группы? К сожалению, ответов так много, что одной статьёй не ограничишься.

Однако, я расскажу вам о самых базовых вещах из области маркетинга культуры, без которых начинать карьеру в музыке вообще не имеет смысла.

Спозиционируй это

Самая эффективная вещь, которую вы можете сделать для популярности своей группы – это чётко и ясно определить, на кого вы похожи и чем отличаетесь от других. Именно на эти вопросы мозгу слушателя нужны ответы при встрече с чем-то новым (можете погуглить «динамическая стереотипия»).

Держите в голове, что позиционирование нужно в первую очередь не вам, а слушателям и организаторам. Избавьте их от пространных описаний вашего творчества – они каждый день слышат десятки исполнителей и погружаться в ваш мир поначалу им будет неинтересно. Но кратко и ясно обозначив, кто вы, вы вызовете у них любопытство и желание узнать больше.

Практика: напишите пресс-релиз своего или вымышленного музыкального проекта по плану ниже

Придумав позиционирование, мы можете перейти к действию и написать пресс-релиз своего проекта. Для этого не нужно сложных художественных приёмов, достаточно ответить на три вопроса:

  • Чем артист отличается от других?
  • Какие у этого есть доказательства?
  • Какую выгоду получит слушатель?

Разумеется, настоящему творцу неизвестны рамки, так что многим будет сложно ответить коротко. По возможности воспользуйтесь помощью знакомого копирайтера, редактора с опытом или хотя бы сервисом Главред.

Спрос и предложение

Маркетинг является частью экономики и потому использует его базовый принцип – закон спроса и предложения. В рамках продвижения его можно выразить так: если вы дадите людям то, чего им не хватает, это будет очень востребовано. Но то, что не даёт им удовлетворения, люди не возьмут, как бы качественно это ни было сделано.

Вот почему самый частый совет начинающим группам – создавайте моду, а не подстраивайтесь под неё. Потому что если другая группа много лет играет как вы – есть шанс, что этот спрос удовлетворён и ваше творчество имеет меньше шансов найти отклик. Смотрите вокруг, наблюдайте за аудиторией и анализируйте, чего ей не хватает – позже вы сможете транслировать это в своём творчестве.

Можно ли это сделать, если песни уже написаны и изданы? Да, если поработать над другими сторонами вашего образа: Как вы одеваетесь? Какие цвета и формы используете на афишах? Какие эмоции транслируют фотографии группы?

Практика: определите визуальные образы для вашего музыкального проекта, найдите фотографии и картинки с подходящей атмосферой и сохраните в отдельной папке. Обращайте внимание на форму, цвет и эмоции – хотите ли вы с ними ассоциироваться?

Например, начав работать с AIST, мы сделали фотосессию, на которой Маша пробовала разные костюмы и образы. По итогу мы выделили удачные фотографии и выписали, какие стороны AIST являются наиболее сильными чертами её образа.

Потом в этой выборке мы отказались от депрессивных и грустных образов – потому что в мире больших городов хватает депрессий и одиночества и у их жителей нет спроса на ещё большее количество таких сигналов.

Возможно, в мегаполисах не хватает природы и естественности – вот на чём мы сделали акцент. Обратите внимание: на тот момент у AIST было выпущено уже 6 релизов и в музыку мы вообще не вмешивались.

Целевые группы и где они обитают

Разумеется, любой артист хочет, чтобы его слушало как можно больше людей и на вопрос «Для кого вы играете свою музыку» он ответит: для всех. Однако, с точки зрения продвижения музыки это плохой выбор.

Во-первых, не должно быть проблем со слухом

Во-вторых, эти темы доступны лишь близким по духу

– Каста

Никто не хочет быть «всеми». Каждый человек в метро хочет чувствовать себя уникальным и иметь что-то, что будет отличать его от остальных. Например, «свою» песню в плейлисте.

Вы найдёте гораздо больше поддержки, сконцентрировавшись на узкой аудитории слушателей, давая им чувство понимания и особенности. Но для этого следует определить ваши целевые группы, найти места их концентрации и рассказать о себе.

Практика: определите свои целевые группы и места их присутствия

Для этого я использую метод персон – это когда создается несколько образов слушателей, чтобы понять, что их может заинтересовать, а что оттолкнет от вашей музыки. Придумайте 2-3 персонажей, чтобы каждый из них отражал свои демографические характеристики (пол, возраст), образ жизни и основные потребности.

Теперь определите, где они встречаются в сети и реальной жизни и как с ними общаться на их языке. Используйте их спрос (см. пункт 2).

Допустим, вы играете авангардный джаз. Это – музыка для ценителей и музыкантов. Начнём с музыкантов – придумаем персонажа по имени Саша.

Саше 23 года, он играет на гитаре и интересуется звукозаписью. Большую часть времени он проводит дома, а также на репбазах, в музыкальных магазинах и небольших клубах. Онлайн он следит за сообществами гитарных педалей, музыкантов и организаторов концертов. Саша хочет играть лучше, зарабатывать любимым делом и проснуться знаменитым.

Как бы мы рассказали о своей музыке людям вроде Саши? Во-первых, покажем, что у нас есть чему научиться – запишем простое промо-видео самого техничного музыканта группы и выложим в музыкальные сообщества. Во-вторых, посетим пару джемов, где познакомимся с другими музыкантами и дадим флаер или визитку с контактами группы.

Третий пункт – напишем пост об опыте группы в конкретном клубе или у конкретного организатора (лучше положительный). Или об общей проблеме всех ваших знакомых музыкантов. Такой текст выразит общие эмоции и имеет все шансы стать вирусным, приведя к вам новую аудиторию.

Пример: откровенный пост организатора Васи Салия о внутренностях столичной концертной индустрии набрал почти 7 тысяч репостов, так как выразил общее мнение музыкантов и промоутеров. Благодаря ему Вася получил множество деловых предложений как арт-директор.

Пакет для прессы

Чтобы получить больше слушателей, вам нужно установить хороший контакт с организаторами и лидерами мнений – авторами, редакторами, блогерами.

По своему 5-летнему опыту фестивальной организации скажу: для участия в крупном мероприятии ваша музыка играет меньшую роль, чем удобство общения с вами. Из двух похожих групп организатор выбирает ту, которая быстро реагирует на сообщения и по первому требованию присылает всю необходимую информацию.

Поймите правильно: у организаторов огромное количество задач и в конечном счёте многие из них решаются только путём наименьшего сопротивления.

Начнём с информации о вас – где она хранится? На странице вконтакте, откуда вы просите организатора скачать её вместе с пережатыми фотографиями? Не надо так, правда.

Практика: заведите папку на Google Drive или другом облачном сервисе и поместите туда файлы о группе. Когда организатор в следующий раз попросит информацию о вас, просто дайте ему ссылку для доступа

Такую папку принято называть «пресс-пак» и она должна содержать в себе как минимум:

  • Пресс-релиз, ссылки на страницы в соцсетях, дискографию (со ссылками), состав музыкантов и контакты для связи – в одном документе в формате PDF
  • Стандартный райдер с названием группы и контактами (или несколько – например, для электрической и акустической программы)
  • Несколько фотографий с концертов и фотосессий в высоком качестве и разрешении

Я также рекомендую добавить папку с парой песен в формате mp3, которые наилучшим образом характеризуют ваше творчество.

Где взять менеджера?

Менеджер артиста – это одна из самых востребованных позиций на отечественном музыкальном рынке. Такая работа у многих вызывает интерес, но отсутствие информации и опыта приводит к тому, что желающие просто не знают, с чего начать.

Независимым артистам я советую не ждать у моря погоды, а взять в качестве менеджера любого знакомого, которому это будет интересно. Об обязанностях и вознаграждении менеджера я рассказываю на своих вебинарах, а сейчас расскажу, почему неопытный менеджер лучше, чем никакой.

Прежде всего, административные функции, которые выполняет менеджер, плохо уживаются вместе с творчеством. Среди множества знакомых музыкантов я не знаю ни одного, который бы погрузился в менеджмент своего проекта без потери качества как исполнитель. Некоторые вовремя это понимали и саботировали функции менеджера, так что всё становилось очень плохо.

Причина этому опять же в голове – аналитическая работа (планирование календаря, подготовка концерта) и творческая деятельность (музыка, рисование) задействуют разные области нашего мозга и переключение между ними отнимает у него энергию. Организм энергию склонен экономить, так что в итоге оба дела вы начинаете делать хуже.

Со стороны организатора же важно иметь прямой и оперативный контакт с группой. Когда интересы артиста представляет её менеджер, а не музыкант – это удобно для организатора и солидно для группы. «Их музыка интересна не только тем, кто её играет, а значит, другие люди уже оценили её и мне тоже стоит обратить внимание» – примерно так думает большинство организаторов.

Есть и внешняя причина, о которой рассказывал Денис Каргаев – глава Команды +1, которые занимались рекламой концертов Стинга, Мадонны и Queen в России. Он указал на особенности российской ментальности, в которой творчество не пересекается с деньгами. «Художник должен быть голодным» и прочие маркеры культуры позволяют предположить, что артист не должен открыто говорить о деньгах, чтобы оставаться популярным.

Я буду рад, если вы приведёте мне противоположные примеры в комментариях, кроме Гребенщикова – он особенный.

Практика: выпишите на листочек имена 1-3 человек, которым небезразлична ваша музыка. Предложите им по очереди попробовать роль менеджера в вашей группе.

Что дальше?

Разумеется, это лишь краткий обзор инструментов, которые помогут в продвижении артиста и его творчества. Универсальной инструкции тут не существует, потому что все проекты имеют свои особенности и требуют плотной работы на протяжении нескольких лет – от первой встречи с музыкантами до фестивалей, туров и предложений об эндорсменте.

Кроме того, спешу расстроить тех, кто надеется много зарабатывать, играя в группе – увы, это тяжёлый и далеко не самый прибыльный вид бизнеса. Но мы ведь тут не ради денег, верно?

Есть и положительные стороны – мы живём в информационную эпоху, когда изучать и осваивать новые инструменты проще, чем когда-либо.

Каждую неделю я публикую в своём Телеграм-канале конкретные приложения, сервисы и лекции, призванные помочь независимым музыкантам расширить свою аудиторию.

Кроме того, время от времени я провожу вебинары на разные темы, связанные с арт-менеджментом, маркетингом культуры и музыкальным продюсированием.

Записаться на следующий вебинар можно в нашей группе Вконтакте.

До встречи в сети!

Артем Палевич.

Предыдущая запись

Лучше меньше, да лучше: подборка one-knob-pedals

Следующая запись

Как сыр в масле: кратко об oil-can дилеях

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *