Прочее

Led Zeppelin «How the West was won»

  • Подписка
  • Поделиться в Facebook
  • Поделиться в VK

Давайте спокойно вдохнём, выдохнем, расслабимся и не будем уподобляться немалому числу британских и чуть меньшему количеству североамериканских музыкальных обозревателей, чуть не на потолок лезущих от восторга по случаю переиздания архивного концертного альбома Led Zeppelin с записями из июньской Калифорнии 1972 года, впервые увидевшего свет 15 лет назад.

У нас, «рождённых в СССР» собственная, если так можно выразиться, гордость – в те годы, когда это было актуальным, мы вообще не могли вообразить, что когда-либо попадём на концерты хоть каких рок-имён 70-х. От декабря-1987, когда до СССР доехали-таки Uriah Heep и Wishbone Ash, нас отделяла ещё целая эпоха… Поэтому музыку своих кумиров мы воспринимали только и только со звуковых дорожек альбомов, причём чаще всего в магнитофонной перезаписи.

Как ни парадоксально, но “How The West Was Won” (под Западом, который «был побеждён», здесь имеется в виду Калифорния) оказывается единственной доступной жителю Большого Мира параллелью с подобным, чисто «пластиночным» восприятием рок-музыки: не был лично на концерте Led Zeppelin, причём именно на территории США – не говори, что тебе понятен феномен их величия. Ибо каким бы рок-историческим артефактом не оказывался “How The West Was Won”, именно историзм и документальность перевешивают в нём музыкальность. Вы удивлены? 

Плач о том, что на протяжении истинной карьеры Led Zeppelin у группы не было настоящего концертного альбома, записанного именно в момент пребывания квартета на пике творческой и исполнительской формы (где тот пик – у каждого своё мнение), не смолкает как минимум с декабря 1980 года, когда было заявлено о роспуске коллектива.

Альбом “The Song Remains The Same” (1976), записанный с трёх концертов в нью-йоркском зале “Madison Square Garden” в июле 1973 года рассматривался вплоть до своего ремастированного переиздания с шестью бонус-треками в 2007 году как огрызок саундтрека к одноимённому концертному фильму (каковым девятитрековым огрызком он и был). К тому же считалось общим местом, что на “The Song…” группа демонстрирует небывалое самолюбование – без которого, на минуточку, «цеппелинов» и представить себе невозможно.

Архивный же концертный сборник “BBC Sessions” (1997) с записями 1969 и 1971 годов из студий BBC был скромен по понятной причине – численно невеликая аудитория и небольшой зал не обеспечивают должного энергетического обмена между музыкантами и аудиторией. То есть на момент своего первого издания в 2003 году “How The West Was Won” оказывался совершенно вне конкуренции: 1972 год – это, похоже, действительно пик карьеры Led Zeppelin, состоявшийся до перехода команды на траекторию саморазрушения во всех смыслах этого термина и разрастания эго самих музыкантов до совершенно неприличных размеров.  

Концертник вызывал мало вопросов в 2003 году, однако минуло полтора десятилетия, на которые пришлось и расширенное переиздание “The Song Remains The Same”, которое в таковом формате и с личным ремастерингом Джимми Пейджа (Jimmy Page) оказалось ненамного хуже рассматриваемого тройника.

Вероятно, сперва Джимми также предполагал «расширение и улучшение» “How The West Was Won” – с осени прошлого года последовательно ходили слухи о включении в данное переиздание бонус-треков, об издании обоих полных концертных программ (25 июня в зале “L.A. Forum” и 27 июня на “Long Beach Arena”) под одной обложкой и об отдельной компоновке представленных треков с разных концертов в раздельные фрагменты аудиопрограммы.

Ничего этого сделано не было – напротив, переиздание оказалось на три с лишним минуты короче исходного издания 2003 года: из рок-н-ролльного попурри в середине “Whole Lotta Love” оказался выкинут фрагмент пьесы Джина Питни (Gene Pitney) “Hello Mary Lou”. Ладно, нового не прибавили, так хоть старое не отнимайте – тем более, что никаких разъяснений м-р Пейдж по этому поводу не дал.

Новый ремастер тоже не оказался радикальным – как-никак, Джимми работал и над исходным изданием, так что здесь просто оказался несколько подтянут и вычищен диапазон высоких и средневысоких частот, ничего нового в звуке группы не раскрылось. Дизайн же приведён в соответствии с современными требованиями: не диджипэк, но картонная обложка «под винил», комплектующаяся 20-страничным буклетом-фотоальбомом CD-формата с глубокой лакировкой. 

Но, как бы ни был исторически важен для любого рок-поклонника этот тройник, он наглядно доказывает, что легенда о Led Zeppelin – и, очевидно, её концерты в целом – были куда лучше, нежели собственно группа. 20-минутные версии собственных пьес Led Zeppelin куда как интереснее смотреть, нежели просто слушать (общеизвестные DVD группы тому примером), да и при внимательном прослушивании из звуковой панорамы вылезает известная, выразимся так, неаккуратность Джимми как соло-гитариста, мысль которого в импровизациях уезжает куда-то в сторону от исходной музыкальной идеи конкретного номера и в результате заводит и его лично, и всю группу неизвестно куда.

Честно говоря, самые интересные аудиофрагменты тройника – это именно короткие, до пяти минут, пьесы, плюс, естественно, “Stairway To Heaven” (1971). Здесь музыканты просто играют именно то, чего от них ждёт публика – и получают соответствующую энергетическую отдачу зала. Собственно, программа попутно подтверждает, что основой концертного звука Led Zeppelin были не те два музыканта, на которых все молятся, но могучая ритм-секция в лице Джона Пола Джонса и Джона Бонэма – с такими монстрами за спиной Джимми мог творить вообще всё что угодно, взаимодействие с аудиторией обеспечивали как раз два Джона.

Да и визуально напор ритм-секции и квартета в целом чрезвычайно завораживает: достаточно сказать, что архивный DVD “Led Zeppelin DVD” (2003) продался в свое время в почившей в бозе сети магазинов «Пурпурный Легион» в количестве чуть не на порядок большем, чем первое издание “How The West Was Won”.

Другое дело, что иметь данный CD-тройник в коллекции всякому поклоннику классического рока полагается, как говорится, по умолчанию – но это относится именно к легенде о группе, а не о реальном качестве Led Zeppelin как реально существовавшего концертного состава. Остаётся только слушать исторические записи тех Великих, на концертах которых ты не был и уже не побываешь никогда.  

Альбом Led Zeppelin “How The West Was Won” на iTunes: 

https://itunes.apple.com/ru/album/how-the-west-was-won-live-remastered/1337868702 

 

Слушать альбом Led Zeppelin “How The West Was Won” на Яндекс.музыке: 

https://music.yandex.ru/album/5135648 

 

Аудиоклип к пьесе “Immigrant Song”: 

https://www.youtube.com/watch?v=DNxWlP_1XOE 

___

Специально для Pedalzoo.ru

 

 

Предыдущая запись

Джеффа Бек "Live at the Hollywood Bowl" (2018)

Следующая запись

55 поп-альбомов, доказывающих, что 80-е — золотая эпоха хитов

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *