Прочее

Верю ибо нелепо: мифы о гитарных эффектах

  • Подписка
  • Поделиться в Facebook
  • Поделиться в VK

Недавно мы говорили про педальки и крафтовое пиво. Так вот, гитарные мифы очень похожи на мифы пивные. Значительная их часть родилась во времена тотального доминирования крупных корпораций и представляет собой попытку самозащиты от корпоративного доминирования.

Вспомним самые популярные пивные мифы — «пиво крупных компаний сделано из порошка», «настоящее пиво живет три дня» и так далее. Они нацелены против корпораций и призваны защищать некий «локальный», «аутентичный» дух. Но когда на рынок пришли многочисленные мелкие крафтовые пивоварни, одной из провозглашенных ими целей была как раз борьба с мифами и просвещение потребителей.

Примерно так же дело обстоит и с гитарным стаффом. Многочисленные «бутиковые» конторы и развитие интернета принесли гитаристам не только разнообразие педалей и усилителей, но и информацию. Не будем забывать, что еще несколько лет назад любители гитарного стаффа в России банально не могли выбирать из чего-то, кроме пресловутых «Джекхаммера» с «Металзоной», и любой отзыв в сети о некоем ранее невиданном (и недоступном) девайсе мог быть многократно процитирован без оглядки на реальные познания и опыт автора отзыва.

В любом случае, как и с пивом, старые мифы полностью развеять не удалось, а новые появились.

Интересно бывает классифицировать GAS-мифы и отслеживать их источники. Создан ли миф маркетинговым отделом того или иного производителя? Вышел ли в народ из недр гитарных форумов? Является ли типично «гитарным» или просто модификацией более общего мифа? Так что попробуем как-то структурировать мифологию.

  • Мифы о комплектующих и схемотехнике

    Отличный пример — миф о магической роли true bypass. Его источники трудно отследить, но сейчас он имеет маркетинговую функцию. Указание на холодный байпасс — крайне распространенная рекламная фишка производителей (в том числе и массовых недорогих педалей). Дескать, так звук вашей гитары дойдет до усилителя без потерь. На самом деле стоит задуматься, что режет сигнал сильнее, гитарный провод, не компенсированный буфером (как это происходит в случае с true bypass) или правильно сделанный активный байпасс. Ну или вспомнить эффекты, которые стали легендарными в том числе как раз из-за довольно жесткой обработки входящего сигнала, которую музыкантам хотелось держать постоянно включенной — например, Space Echo (постоянно включенная эмуляция преампа в байпассе присутствует и в ее цифровой реплике Boss RE-20) или Korg SDD3000 (то же самое — при разработке напольной современной версии чуть ли не в первую очередь производители стремились воспроизвести знаменитый преамп).


    Еще одна такая байка — о низком качестве напольных эффектов. «Педальки — для пионеров, настоящий звук живет в рэковой обработке». Корни этого мифа лежат в 80-х годах, когда стомпбоксов с хорошими цифровыми эффектами было вправду немного, а слова «студийная обработка» чётко ассоциировались со словами «рэковая стойка». И до сих пор в рекламе некоторых производителей можно прочитать про «эффекты студийного качества» — как будто это что-то невиданное и магическое. Ну а на форумах миф воспроизводится до сих пор. Ну а та самая «плохая» и «пионерская» напольная «цифра» 80-90-х вполне уже стала культовой (например Boss
     DD-2).


    Более специфические технические мифы уже можно смело называть аудиофильскими — вроде утверждений об однозначной убогости керамических конденсаторов или негодности
    smd-компонентов для звуковых нужд.

  • Мифы о «правильном» или «неправильном» подключении

    К числу этих мифов относится популярное заблуждение «процессор нельзя подключать в гитарный усилитель» — и, о чудо, его истоки в рунете можно отследить. Самую заметную роль в его формировании сыграла известная статья 2002 года. Аналогичные мифы — «преамп можно подключать только в разрыв» и «лампу нельзя в лампу». Последний, кстати, живуч. Недавно я слышал его от одного довольно известного звукорежиссера довольно известной студии звукозаписи. (Коротко: почти в любом процессоре можно отключить секцию комбоэмуляции, а «лампа в лампу» — это любой ламповый гитарный усилитель по умолчанию).

    Или, к примеру, такое: «нельзя ставить ревербератор перед перегрузом!», «эффекты нужно подключать только в петлю!». Звучит довольно странно в эпоху, когда шугейз стал мейнстримом.

    Обратная сторона этих мифов — извечные вопросы на форумах и в пабликах: «помогите составить цепь из педалей», как будто вправду есть идеальная последовательность.

  •  Теории заговора

    Кто постарше, может помнить байку про японские телевизоры, которые выжигают схемы при попытке несанкционированного доступа. Тут примерно то же самое. Например, «в Россию отправляют только плохие американские гитары, хорошие гитары американцы оставляют себе». Или «профессиональные гитаристы играют не на фабричных Boss, там совершенно иная, секретная начинка». Генеалогия у таких мифов такая же, как и у других теорий заговора — в их основе лежит коктейль из комплексов. 

  •  Мифы о конкретных производителях

    Обычно это касается крупных контор. Кто не слышал фразу-маркер «Boss для пионеров» — несмотря на огромный вклад компании в развитие электрогитарного саунда? Boss вообще для многих как красная тряпка: и сигнал портят, и зудят, и жужжат. Впрочем, сами производители (особенно мелкие) тоже не против маркетинговых мифов в духе «я нашел на чердаке ящик «правильных» NOS-транзисторов, поэтому только мои фуззы звучат, как оригинал из 1960-х».


И, напоследок, один исторический миф. Когда появился гитарный перегруз? Большинство гитаристов скажет, что в 1950-е, расскажет про динамики, протыкаемые гвоздем и так далее. В общем, слушаем джазовые записи 40-х.

Предыдущая запись

Supro Dual-Tone

Следующая запись

15 пластинок, которые были записаны слишком рано

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *