Прочее

Формирование собственного саунда

Наверное каждый гитарист, а скорее всего и любой другой композитор желает иметь свой неповторимый стиль. Под стилем нужно понимать характерные черты, выделяющие музыканта в определённом жанре музыки. Вспомним таких гитаристов как Стив Вай (Steve Vai), Джон Петруччи (John Petrucci), Марти Фридман (Marty Friedman), Пол Гилберт (Paul Gilbert) и других.

Эти люди известны всему миру, и любые их произведения узнаются буквально с первых нот. Вы почти наверняка отличите одного от другого – это и есть собственное звучание/стиль/саунд. Но как добиться своего неповторимого звука? Попробуем разобраться.

Выделим 3 основных положения, напрямую влияющих на наш саунд:
1. Фразы, музыкальные ходы, формы.
2. Техника игры.
3. Оборудование.

Фразы

Ноты, выстроенные в определённой последовательности, ритмике, образуют мелодию. Если принять ноты за слова, то фразы – это предложения.У опытного музыканта всегда есть набор излюбленных фраз, которые и отличают его от других. Они придают определённый окрас его соло и имеют собственный «почерк».

Большинство фраз, использующихся гитаристами – это клишированные, проверенные временем комбинации нот, узнаваемые всеми, но не имеющие той самой индивидуальности. Есть некоторые хитрости, применяемые как раз для того, чтобы получить свой стиль или разнообразить уже готовые фразы:

1. Любую фразу можно изменить, повлияв на её ритмическую структуру, не меняя сами ноты и их порядок

  • Сыграйте фразу, построенную в 16-ой сетке 8-ми триолями или в любой другой длительности, например: квинтолями, септолями и т.д. Слушайте, что получится.
  • Смещайте структуру на долю вперёд или назад, изменяя тем самым акценты во фразе. Или не изменяя их — возможно звучать будет даже интереснее.
  • Измените длительность нот во фразе так, чтобы в сумме новая фраза занимала столько же места.

2. Можно добавлять ноты, а также убирать некоторые из имеющихся

  • Вставьте вместо восьмой две шестнадцатые: первую возьмите оригинальную, а вторую из гаммы выше или ниже первой.
  • Превратите 2 восьмых в 3 восьмых триоли. Если эти 2 ноты разные, можно использовать их как начало и конец триоли (1 и 3 триоль). Возможно даже использование хроматизмов и нот, находящихся вне тональности.
  • Объединяйте несколько одинаковых нот, находящихся рядом друг с другом во фразе, делая их одной длинной нотой. Или из нескольких разных сделайте одну и слушайте, что происходит.

3. Полностью или частично меняйте ноты во фразе, не изменяя при этом ритмическую структуру

4. Не поленитесь и совместите все 3 пункта

Техника игры

Техника игры подразумевает не сумасшедшие запилы, состоящие из гаммаобразных пассажей переменным штрихом или арпеджирования трезвучий свипом, хотя такой подход имеет место быть, а именно техника звукоизвлечения, влияющая на характер, динамику, подачу, экспрессию и другие важные аспекты звука.

У каждого гитариста изначально своя постановка рук, которая уже, так или иначе, влияет на извлекаемый звук. Если внимательно послушать двух гитаристов примерно одного уровня, играющих одинаковую последовательность нот (фразу), вы услышите разницу. Казалось бы, почему есть разница, ведь они сыграли в точности одинаковые ноты? А разница именно в характере и подаче!

Можно пойти дальше и сыграть одинаковую фразу или даже одну ноту под разным углом медиатора или с разной глубиной погружения его между струн, или с разной атакой — и вы получите абсолютно разный звук! Вариаций звука, достигаемого путём изменения техники игры бесконечное множество.

Возьмём 3 ноты. Абсолютно любые. И попробуем сыграть их сначала переменным штрихом, потом даунстроуком, затем можно чередовать 1 ноту с палмьютом, 2 без и наоборот. Или вовсе все ноты сыграть глушеными, добавить хамероны и пулоффы, играть стаккато, добавить слайды, бэнды, вибрато. Для особой экзотики добавляйте флажолеты, комбинируйте всё это дело с использованием рычага тремоло. Это добавит огромное разнообразие в игру. И эти три ноты будут звучать намного лучше и интересней, чем 15 сыгранных бездумно и на скорую руку. Экспериментируйте! Найдите свои излюбленные техники и внедряйте их в музыку. Со временем ваша музыка обретет свой характер, будет более узнаваемой и интересной.

Оборудование

Оборудование гитариста напрямую влияет на его звук. Всё начинается с самого инструмента. Что это будет? Gibson, Carvin, Fender, а может Ibanez? Уже на этапе выбора инструмента вы должны примерно понимать, какой вам нужен звук. Учитывайте конструкцию гитары, используемые породы дерева, звукосниматели, количество струн, мензуру и прочие важные характеристики инструмента.

Именно с первоисточника сигнала и рождается свой характерный саунд. И вот тут, когда вы уже определились с инструментом, вернёмся к фразам. Даже гитары одинаковой фирмы, но разной модели будут звучать немного по-разному. Поэтому очень важно понять разницу и выбрать «ту самую» модель. Желательно слушать гитару, не используя никаких дополнительных модуляций и искажений звука, таких как реверберация или дисторшн.

Следующим этапом будет усиление. Если с гитарами более-менее понятно, то с усилителями вопрос сложнее. Обычно люди делятся на 3 лагеря:

  • Те, кто убеждён, что самый живой и привлекательный звук можно получить, используя только ламповые усилители;
  • Те, кто считает, что и с хорошим транзисторным усилителем можно добиться прекрасного звучания;
  • Те, кто предпочитает «цифру».

Тут уже нечего сказать. Нужно взять свою гитару и слушать её через всё вышеперечисленное. И остановиться на том, что больше по душе, что больше понравится.

Ну и, конечно же, всеми нами так любимые педали эффектов! Определившись с выбором гитары и усиления для полного комплекта не хватает педалей. Начнём с выбора всегда незаменимых педалей, таких как дисторшн. Наверное, это самая незаменимая и нужная педаль. Сложно представить себе педалборд без дисторшна. Как известно, этих педалей огромное множество и выбирать их, как и все остальные, нужно с использованием уже имеющегося оборудования.

Также незаменим будет дилей. Тут уже нужно смотреть, что же требуется от педали: небольшой окрас соло или большой объёмный звук на чистом канале. Выбирать, конечно, каждому для себя. Остальные педали нужно приобретать по потребностям. Например гитаристу, играющему джаз, вряд ли понадобится такой эффект как Whammy.
Перемещение педалей в цепи, совмещение одинаковых эффектов, но разных производителей — всё это формирует наш звук. Включение нехарактерных сочетаний эффектов также может дать огромные возможности для звука.

А теперь посмотрите:
У нас есть гитарист со своей манерой игры и подачей, у нас есть фразы, измененные или придуманные, которые уже более-менее имеют свой характер. Есть техника игры, адаптированная под данные фразы, есть оборудование, которое подобрано с умом. Изменение хотя бы одного из пунктов в конечном счете влияет на саунд.
Вариантов бесконечное количество, нужно только пробовать и выбирать те, что по вкусу. И помните – вы уже обладаете уникальным звуком, остается лишь его проработать и довести до конечного результата.

 

___

Специально для Pedalzoo.ru

Предыдущая запись

Оборудование Yngwie Malmsteen 2017

Следующая запись

Педальные загадки. Часть V

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *