Прочее

7 композиторов кинематографа, которых должен знать каждый

  • Подписка
  • Поделиться в Facebook
  • Поделиться в VK

Если задуматься, становится ясно, что киношные композиторы выполняют ровно ту же миссию, что до них несли композиторы классические. Великие мастера старины озвучивали балеты, перекладывали в язык оперы развлекательные и трагические истории, а на смену симфониям пришли саундтреки к кинофильмам, которые продаются совсем не хуже.

Некоторые слушатели переоценивают творения создателей «звуковых дорожек», особенно те, кому эти самые звуковые дорожки заменяют практически всю остальную музыку. Другие, наоборот, недооценивают, полагая что кинокомпозиторы создают исключительно монотонную жевачку под заказ и практически неспособны на какие-то творческие прорывы. Тем не менее очень даже можно создать список из 10-15 работников кинематографического пюпитра, чьи имена не вызывают дискуссий относительно вклада их в искусство. Все согласны, что они молодцы. Попробуем сократить этот список до семи образцово-показательных имен, чтобы не заниматься занудством.

Мы их расположим в хронологическим порядке по дате рождения, и потому первый в нашем списке…

Генри Манчини (1924-1994)

Четырехкратный обладатель «Оскара» и уроженец Кливленда (а вовсе не прирожденный итальянец, как поначалу хочется думать). Интересен в первую очередь тем, что не только плодовит (плодовиты почти все в нашем списке — за те деньги, которые платят в Голливуде, можно гнать ноты конвейером и не тужить), но и феноменально разнообразен.

Мог сочинять и эстрадные шлягеры («Moon River») и джазовые темы (как никак начинал в оркестре Гленна Миллера) и легко работать с большими симфоническими оркестрами. Мелодист первостатейный и по сей день мало с кем сравнимый.

Знаковые работы: «Завтрак у Тиффани», сериал «Коломбо»

Эннио Морриконе (1928)

А вот это уже выходец из Рима, благо, что Италия наряду с Францией была главной кинематографической житницей Европы. Поначалу подрабатывал, делая музыку для театров, радиопередач, пока вдруг не стал королем саундтреков для спагетти-вестернов. Стоило итальянским вестернам (и фильмам-джалло) стрельнуть в Америке, как Эннио тотчас стал фигурой мирового масштаба. Жанрово и стилистически Эннио практически не ограничен ничем, и что особенно выделяет его из сонма авторов саундтреков — его темы узнаваемы. Слышишь мелодию и сразу задаешься вопросом «уж не Морриконе ли?», и почти всегда оказываешься прав.

Знаковые работы: «Хороший, плохой, злой», «Профессионал»

Джон Уильямс (1932)

Выдающийся композитор и дирижер из Нью-Йорка в основном ассоциируется с напыщенными и запоминающимися с первого раза темами к голливудским блокбастерам самой богатой категории. На самом деле Джон Уильямс способен и на иные подвиги — достаточно послушать его чудесный джазовый саундтрек к пост-нуару «Долгое прощание».

Стивен Спилберг как-то устроил Уильямсу показ сырой версии «Списка Шиндлера» и попросил создать для фильма музыку. На что потрясенный увиденным Уильямс ответил, что для такого кино нужен композитор получше него. Спилберг ответил, что согласен, но к сожалению те, кто лучше, уже давно умерли.

Знаковые работы: «Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда», «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»

Алексей Рыбников (1945)

Родом из Москвы, сын художницы и скрипача. Ассоциируется с половиной (если не больше) самых знаменательных музыкальных тем советского кино, впридачу еще автор трех рок-опер: «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Война и мир» и самой популярной советской рок-оперы «Юнона и Авось».

Фирменный знак — поразительная легкость и изящество, с которой он может переключаться между трагедией и юмором, пафосом и интимом. Для детей старался писать еще лучше, чем для взрослых — и это правильно. Наверное, Рыбников — главная гордость поздней советской музыки вообще.

Знаковые работы: «Волк и семеро козлят», «Тот самый Мюнхгаузен»

Бэзил Поледурис (1945-2006)

Американец с греческими корнями. В списках величайших композиторов Голливуда про него зачастую забывают, но кто в музыке разбирается — те его превозносят и боготворят. Особенно Поледуриса почему-то обожают наши российские прог-рокеры. Может, потому, что росли на тех фильмах, где он отметился, а там золотой фонд видеоэпохи. Тяготеет к драматичным, эпическим музыкальным тонам, но при этом не скатывается в пустую напыщенность, за что и ценим.

Знаковые работы: «Конан-варвар», «Звёздный десант»

Говард Шор (1946)

Этот канадец у всего мира ассоциируется в первую очередь с хоббитами и эльфами, но до того, как столкнуться с Питером Джексоном, Говард Шор проявил себя в куда как более деликатной и прогрессивной сфере: он был придворным композитором Дэвида Кроненберга и сочинял весьма странную и жутковатую музыку. Показательно, что начинал он и вовсе саксофонистом в прогрессив-рок группе.

Знаковые работы: «Обед нагишом» (совместно с Орнетом Коулменом), «Властелин колец»

Ханс Циммер (1957)

Немец, чье имя сейчас приобрело особенный вес в связи с нестандартными и глубоко затягивающими звуковыми дорожками к фильмам Кристофера Нолана. На самом деле прославился он сильно раньше — в 1988 после работы над мелодиями к фильму «Человек дождя». Некоторые считают его музыку угрюмой, однако же в реальности Циммер написал несметное количество музыки и для семейных мультиков тоже.

Знаковые работы: «Король Лев», «Начало»

 

Кто не уместился в этом списке? Да много кто. Вангелис. Анджело Бадаламенти. Рэнди Ньюмэн. Алан Сильвестри. Джерри Голдсмит. Леонард Бернштайн. Джеймс Хорнер. Джорджо Мородер. Горан Брегович. Бернард Херманн. Джон Барри. И Нино Рота, конечно.

___

Специально для Pedalzoo.

Предыдущая запись

55 поп-альбомов, доказывающих, что 80-е — золотая эпоха хитов

Следующая запись

King of Tone: Не только для королей

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *