Музыкальная теорияПрочее

Шесть пунктов о том, как заниматься гитаристу: самому или с преподавателем?

Довольно актуальная тема на сегодняшний день, вот вам несколько пунктов для размышления, возможно они помогут с выбором. Рассказывает преподаватель Александр Запорожцев.

1.Финансы

Заниматься с преподавателем стоит денег, в то время как самостоятельное обучение в этом плане не требует затрат. Цена на уроки сильно варьируется и зависит от объективных факторов (опыт преподавателя, стаж и тд) и иных факторов (популярность, имя и тд). В некоторых случаях может быть существенная переплата за известность музыканта, это можно сравнить с переплатой за бренд, что, впрочем, кого-то устраивает, кого-то нет — дело, как говорится, личное.

По логике вещей, у всего есть цена, поэтому на уроки она тоже должна быть разумной. Гитаристы могут сильно завышать цены ввиду сильного спроса, в то время как иные музыканты, не могут сильно завышать цену. Тема выбора преподавателя достойна отдельных рассуждений, здесь же ограничимся тем, что, выбирая занятия с преподавателем, будьте готовы на новую статью месячных расходов.

2. Время

Примечательно, что второй пункт неразрывно связан, а иногда даже вытекает из первого. Сэкономив на занятиях гитарой с учителем, вы можете вложить эти деньги во что-то иное, но при этом вам придется тратить больше времени на изучение информации.

Эти два пункта наглядно отражают древнюю взаимосвязь: что же потратить — деньги или время? Любой преподаватель гитары как минимум сможет поделиться своим личным опытом и избавить вас от огромного множества ненужных действий, в то время как при самостоятельных занятиях, вам придется проходить весь путь самому — все взлёты и падения, все ошибки и тупиковые ситуации.

3. Целесообразность

Нужно постараться максимально ясно определить для себя, для чего вы хотите заниматься гитарой. Приведу пару примеров, отражающие радикальные взгляды.

Вы хотите научиться играть для себя, буквально несколько песен на простых аккордах с простой техникой, но обращаетесь за помощью к виртуозному гитаристу. Помимо того, что самому преподавателю будет неинтересно заниматься с вами, вы сами нецелесообразно выбираете себе наставника. Если цели у вас простые, вам нет смысла переплачивать за то, чего вы брать не собираетесь. Это все равно что прийти к тренеру, чемпиону Европы по жиму лёжа, и попросить его научить вас отжиматься 10 раз и не больше, потому что больше вам не надо.

Другой крайний пример — вы ясно осознаёте, чему хотите научиться, оцениваете время и финансы, которые готовы вложить на это, но учитель всегда требует от вас несказанно больше. Такие случаи есть и в спортзалах: вы излагаете тренеру, чему хотите научиться, но цель тренера становится его личной, а не вашей, а именно — постоянно поднимать вам веса, чтобы вам всегда было тяжело.

В гитарном обучении тоже можно сделать так, что ученику всегда будет тяжело, но должен быть здравый баланс. Ученику просто совершенно необходимо получать от преподавателя цели, которые ученик сам себе ни за что бы не поставил, но это должны быть не только досягаемые цели, но их нужно также чётко фиксировать и закреплять.

Яркий пример — разучивание непростой композиции со сложной техникой. Цель этой цели (сори) в готовом и завершённом результате. Вы играете то, чего раньше не были способны играть, чувствуете себя хорошо, не устаете, а окружающим нравится, как вы стали играть, и они со стороны очень хорошо видят результат ваших занятий.

Вывод: если вам от занятий многого не надо, постарайтесь научиться сами, либо попросите советов более опытных друзей/знакомых, либо найдите учителя, который преподаёт за невысокую плату и/или специализируется на игре на гитаре «для себя». Если же вы хотите рубить не на шутку, то взвесьте первые два пункта ещё раз и вперёд!

4. Методика

Хорошего учителя отличает наличие методики. Любой музыкант может научить, но не у каждого есть методика преподавания. Казалось бы, в чем разница?

Разница колоссальная. Музыкант, обучая, делится своим опытом — как он сам отрабатывал тот или иной приём, сколько у него уходило на это времени и т.д. и т.п. Музыкант с методикой, помимо личного опыта, имеет педагогический опыт, который позволяет анализировать успешное выполнение того или иного приёма, анализировать ошибки, сравнивать, прогнозировать и тд. Простыми словами, наличие методики позволяет видеть всё значительно шире, но её главное неоспоримое преимущество — это степенность.

Преподаватель с методикой будет вести вас к ясной цели, ясными шагами, которые будут вам весьма понятны, в то время как простой музыкант просто будет вам передавать то, что он умеет делать сам. Как правило, передача таких знаний бессистемная, потому что выработка такой системы это отдельный труд для преподавателя, и часто всё сводится к тому, чтобы нагружать ученика на каждом уроке чем-то новым, создавая иллюзию познания музыки. На самом же деле, познание музыки это далеко не только узнавание новой информации, но кропотливая заточка уже полученной.

Но вернёмся к самостоятельным занятиям. Здесь о методике даже и говорить не придется. Прежде, чем у вас появится методика и система для себя, а также, возможно, и для передачи другим, у вас уйдет уйма времени, что автоматом отсылает вас в пункт 2.

5. Программа занятий

Ещё раз обратимся к аналогии с тренерами по фитнесу. Сегодня на YouTube огромное кол-во упражнений с описанием техники и подходов — казалось бы бери, смотри, да и делай всё, и тогда работа тренера вообще не нужна будет. Получается тренера, выкладывая подобные ролики, уничтожают сами себя? =)

Идея в том, что программу занятий составить себе довольно тяжело. Это возможно, но трудно. В спорте учитывается огромное кол-во факторов: ваш пол, возраст, график работы и питания и т.д. и т.п. Плюс тренер берёт на себя ответственность за ваше развитие и конечный результат.

В музыке всё очень похоже. Также учитывается пол, возраст гитариста, его имеющийся или отсутствующий опыт занятий музыкой и многие другие факторы, среди которых, конечно же, главным является время, или другими словами, степень занятости ученика. Поэтому не существует одинаковых или даже похожих учеников, все очень и очень разные. Кому-то лучше даётся одно, а кому-то другое. Только опытный преподаватель, как опытный тренер, сможет взвесить все факторы и предложить вам точную и ясную программу занятий, ведь, согласитесь, сегодня программа занятий актуальна как никогда — с таким обилием информации и нехваткой времени.

Большинство современных гитаристов приходят в тупик в этом вопросе и нуждаются в структурировании всего, что знают и умеют. Когда есть ясное понимание на каждый день, чем заниматься, как заниматься, сколько заниматься, эффективность занятий возрастает в разы.

Поэтому еще раз: программу занятий составить самому можно, но с преподавателем это сделать гораздо проще.

6. Анализ ошибок

Умением слышать себя, анализировать свои ошибки обладает не каждый, хотя и каждый музыкант должен это делать в конечном итоге. Преподаватель, разумеется, обратит внимание на многие недочёты, которые сами вы не в состоянии увидеть или же просто не обращаете на них внимания.

Несмотря на то, что опытный преподаватель слышит и видит значительно больше нюансов, чем ученик, это вовсе не означает, что нужно теперь всю жизнь ходить к преподавателю за этими целями.

Как и в самостоятельных занятиях, занятия с преподавателем должны вас научить слышать себя, обращать внимания на как можно большее количество нюансов в своей игре. Именно нюансы делают игру человека живой и по-настоящему уникальной. Для анализа своей игры сегодня существует масса способов — это, главным образом, запись себя на аудио и/или видео. Но главное это не столько запись, сколько слушание своей записи с максимальным анализом и последующим устранением всех недочётов, чтобы сделать новый дубль записи, и так по кругу, пока не будет достигнут результат.

—————————————————-

Это был последний пункт на сегодня, потому что этого уже вполне достаточно, чтобы взвесить все за и против самостоятельных занятий и занятий с преподавателем.

Как уже было сказано, многие вещи можно и даже нужно научиться делать самостоятельно, и многие люди способны сами к этому прийти, находя оптимальный баланс между затратой времени, финансов, построением своих занятий и анализом своих ошибок. Какой бы вариант вы не выбрали для себя, го заниматься на гитарах!

Предыдущая запись

На заре туманной юности: как педали стали педалями

Следующая запись

13 педалей на Хэллоуин

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *