Прочее

Педали, гитары, усилители… и история Aerosmith!

 

Кто бы что ни говорил про закат человеческой культуры и про стремительное падение в эпоху бескультурья, на наш век творческого наследия хватит с лихвой, именно поэтому всем стоит призадуматься о том, как повезло нам жить именно в своё время. Творчество – это невесомая материя, которая в том или ином виде всё равно будет продолжать своё существование, вне зависимости от политических интриг, природных катаклизмов или любых безрассудств за авторством человека. Можно сказать, что творчество, даже тёмное и агрессивное, – это наша светлая сторона. Если вы читаете эти строки, то вам повезло вдвойне, ведь вы, так или иначе, связаны с музыкой, одним из величайших творческих столпов, и можете не только наслаждаться прослушиванием, но и создавать сами. Просто задумайтесь об этом. А наше сегодняшнее повествование коснётся обеих областей: и прослушивания, и созидания, тем более что повод представился просто замечательный.

В преддверии московского концерта безукоризненных и легендарных Aerosmith, мы подготовили небольшой материал о творческом пути команды, разбавив его информационной справкой о концертном и студийном оборудовании гитаристов группы.

Вступительный абзац на полном серьёзе был призван заставить вас задуматься, в какое замечательное время мы все живём, на самом-то деле. Задумались? Нам повезло застать живыми и более-менее здоровыми таких гениев, как David Gilmour, the Rolling Stones, Tom Petty, Neil Young, Paul McCartney, даже дедушки Ozzy Osbourne и Iggy продолжают творить. А кто-то из ребят постарше наверняка побывал на живых выступлениях Freddie Mercury и Kurt Cobain. Именно на наш век пришлось становление многих музыкантов, которые увековечили свои имена в истории рок’н’ролла, от Jack White до Josh Homme. Да, Sonic Youth распались, но участники группы подарили нам собственные коллективы, в звучании каждого из которых мы находим нечто своё. Да, Lemmy ушёл, ушёл Bowie, ничто не вечно под звёздным небом, но мы призываем вас гордиться, гордиться своими современниками музыкального мира, потому что поколения будущие, хоть сколько-нибудь связанные с творчеством, всенепременно будут нам завидовать. Мы видели и слышали их, слушали их, а их наследие будет с нами до конца наших дней, а потом до конца эры человеческой. Естественно, наш скромный список – это даже не тысячная часть тех замечательных творческих личностей, с которыми мы пересеклись, однажды увлекшись музыкой, однако наше сегодняшнее повествование будет о коллективе, который является современником буквально всем и каждому из нашего списка, а ещё очень многим из тех, кого мы не упомянули. И да простят нас уважаемые фанаты Metallica – до старины Hetfield непременно доберёмся, но сегодня мы будем рассказывать вам об Aerosmith.

Поверьте, что все эти вступления были просто необходимы. Когда говоришь (пишешь?) о коллективе уровня Aerosmith, то невероятно сложно справиться с внутренним волнением и начать, собственно, повествование. Говорить про уровни коллективов тоже можно бесконечно, поэтому мы лишь обозначим некоторые статистические моменты, связанные с командой, чей творческий путь насчитывает без малого пятьдесят лет и около двухсот миллионов проданных копий альбомов.

На дворе был 1964-й год, когда Steven Tyler, будущий фронтмен Aerosmith, собрал свою группу The Strangeurs в New Hampshire. Примечательным является тот факт, что в Strangeurs (переименованной позднее в Chain Reaction) Steven выполнял роль ударника и бэк-вокалиста. Примерно в это же время Joe Perry (будущая гитара Aerosmith) и Tom Hamilton (будущая бас-гитара Aerosmith) основывают Joe Perry’s Jam Band (или просто Jam Band), исполняющую, в основном, блюзовые композиции. Позднее ребята перебираются в Boston, где к ним присоединяется Joseph “Joey” Kramer в качестве ударника. Здесь стоит упомянуть, что для того, чтобы присоединиться к Jam Band, Kramer задвигает своё обучение в легендарном музыкальном колледже Berklee, породившем на свет немалое количество музыкальных звёзд первой величины, среди которых, к примеру, Steve Vai и John Petrucci. Хотя фактическое знакомство Tyler с Hamilton и Perry состоялось ещё в конце 1960-х (Kramer был знаком со Steven ещё раньше), впервые на одной сцене музыканты выступили в 1970-м году. По легенде, Tyler настолько был впечатлён звучанием Jam Band, что у него мгновенно появилась “гениальная” затея по объединению двух коллективов. На организационной встрече Steven сразу дал понять, что в новой команде он ни при каких обстоятельствах не согласится занимать позицию за ударной установкой, а вот роль фронтмена и вокалиста – это как раз для него. Kramer уже долгое время находился под впечатлением от Chain Reaction и мечтал оказаться в одной группе с Tyler, Joe Perry и Tom Hamilton также не стали возражать, так как успели оценить фирменный стиль и подачу Kramer, и он абсолютно устраивал ребят. Так, в октябре 1970-го, на свет появился коллектив, позднее вошедший в Rock’n’Roll Hall of Fame и ставший эталоном хард-рока, группой, покорившей сердца миллионов слушателей в составе нескольких поколений.

В октябре 1970-го ребята переезжают в дом 1325 Commonwealth Avenue, что в Boston, который становится их репетиционным пристанищем на длительное время. Немного позднее на должность ритм-гитариста в коллектив приходит Ray Tabano, старый друг Steven Tyler, и именно в таком составе Aerosmith дают свой первый концерт в региональной средней школе Nipmuc, 6-го ноября 1970-го года. Коллектив быстро набирает обороты и становится одной из восходящих звёзд рок-сцены Boston, являясь частым гостем местных клубов и концертных площадок. Однако Tabano не приживается в группе, и на смену ему в 1971-м году приходит ещё один студент Berklee, Brad Whitford, до этого участник Earth Inc. Этот состав коллектива Aerosmith остаётся неизменным на протяжении всей деятельности команды (за исключением промежутка между 1979-м и 1984-м годами) и считается золотым, платиновым, мультиплатиновым и т.д.

Как это зачастую происходило в то время, интересные коллективы развивались невероятно стремительно. Очень скоро на шоу Aerosmith в локальных клубах было не протолкнуться, командой заинтересовались местные промоутеры, до которых информация доносилась из студенческой среды Массачусетского Технологического Университета. В то время Aerosmith на живых концертах исполняли, в основном, приблюзованные вариации композиций the Rolling Stones и the Yardbirds, коллективов, пользовавшихся в то время огромным успехом. В итоге дошло до того, что молодой ансамбль обратил на себя внимание со стороны агентов Columbia Records. Именно с Columbia в 1972-м году Aerosmith заключают контракт на 125000 долларов США, и именно под патронажем этого лэйбла в январе 1973-го выходит дебютный альбом команды, пластинка Aerosmith. Хотя этот лонгплей был неоднозначно воспринят музыкальными критиками (группу обвиняли во вторичности и в схожести с the Rolling Stones, что, отчасти, было правдой, особенно с учётом внешности и сценического образа Steven Tyler, которого сравнивали с Mick Jagger), некоторые композиции с него, к примеру, Walkin’ the Dog и Mama Kin, стали частыми гостями на локальных радиостанциях и даже на национальных радиоканалах, специализирующихся на рок-музыке. Ценность композиции Dream On переоценить и вовсе сложно. Именно эта мощная баллада задала тон, показав реальные возможности группы и преподнеся её в том самом качестве, в котором Aerosmith немного позднее стали кумирами миллионов: создатели мощных лирических песен с грамотной аранжировкой, искусно смешивающие тяжёлый рок с блюзом и поп-музыкой, не оставляющие равнодушным ни одного слушателя. Дебютный альбом группы довольно скоро достиг “золотого” статуса, а команда начала активно гастролировать. Параллельно Aerosmith подготовили и записали свою вторую пластинку, Get Your Wings, которая увидела свет в 1974-м году. Продюсером лонгплея выступил Jack Douglas, чей союз с Aerosmith стал знаковым и принёс невероятный успех обеим сторонам. Альбом получил одобрительные отзывы, а главный хит, Same Old Song and Dance, стал завсегдатаем радиостанций. Что интересно, Aerosmith показали своё отношение ко всем критикам, решившись выпустить на альбоме кавер-версию композиции the Yardbirds – песни Train Kept A-Rollin. Группа не прекращала гастролей, а армия фанатов росла, как на дрожжах. История начала развиваться стремительно. Ну а в 1975-м случилось то, что должно было случиться. Альбом Toys in the Attic стал вершиной творчества ранних Aerosmith, представив всему миру не просто команду “в духе the Rolling Stones”, а уникальную и боеспособную рок-единицу. Sweet Emotion и Walk This Way принесли пластинке мгновенный успех. Примерно в то же время был переиздан Dream On, а вместе с ним и первые два альбома группы. Aerosmith не прекращают гастроли и становятся хэдлайнерами многих фестивалей, быстро приобретая статус культовой команды. Уже в 1976-м группа выпускает альбом с говорящим названием Rocks, практически мгновенно становящийся платиновым…

Такое стремительное начало неизбежно должно было вылиться в серьёзные неприятности для коллектива. К сожалению, участники Aerosmith ступили на скользкую тропу, по которой параллельно ходили их коллеги по музыкальному цеху, британцы Led Zeppelin. Ребята наслаждались жизнью рок-звёзд, совершенно не заботясь о собственном физическом и эмоциональном состоянии. Алкоголь и многие запрещённые препараты прочно заняли места в жизни музыкантов. В 1977-м году выходит пластинка Draw the Line, а в 1978-м группа засветилась в экранизации Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band, вместе с другими звёздами первой величины. Тогда же Aerosmith сделали кавер-версию нетленки the Beatles, композиции Come Together. Однако атмосфера в группе накалялась, в основном из-за того, как много времени участники должны были проводить вместе, в постоянных концертах и гастрольных турах. Работа над альбомом Night in the Ruts велась в очень сложные для коллектива времена, что впоследствии сказалось на сравнительно низком уровне продаж пластинки. К 1979-му году Steven и Joe ругались почти ежедневно, иногда доходило и до рукоприкладства. В итоге Perry покинул коллектив и основал группу под названием Joe Perry Project. Через некоторое время и Whitford последовал его примеру…

К счастью, история команды Aerosmith не закончилась на столь печальном аккорде. Музыканты нашли в себе силы и воссоединились в 1984-м, сперва с реюнион-туром, а затем с блестящими композициями и альбомами, подарив нам Livin’ on the Edge, Cryin’, Amazing, Crazy, Pink, Hole in My Soul, I Don’t Want to Miss a Thing и ещё десятки впечатляющих хитов высочайшего уровня. Видеоклипы с Alicia Silverstone до сих пор вызывают светлейшие ностальгические воспоминания у олдфагов. Здесь же дуэт с Run D.M.C (фактически, первый в истории дуэт рок и хип-хоп исполнителей), постоянная прописка в Billboard и других чартах, миллионы проданных дисков, посвящение в Rock’n’Roll Hall of Fame и признание на церемониях Грэмми… долгая и насыщенная музыкальная жизнь. Сегодня Aerosmith – это столпы классического хард-рока, повлиявшие на десятки и сотни тысяч судеб, ставшие музыкальными ориентирами для многих музыкантов (от Nirvana до Metallica), Группа с большой буквы. Безусловное достояние нашей эпохи, наследие для будущих поколений.

Сказать наверняка нельзя, но с огромной долей вероятности коллектив Aerosmith не просуществовал бы столь длительное время, и уж точно не подарил бы нам такую россыпь хитов, если бы в его составе не было чертовски талантливых и профессиональных музыкантов. К счастью для нас, помимо таланта и профессионализма, который раскрывается в создании композиций и на живых перформансах, эти ребята питают неподдельную любовь к ХОРОШЕМУ звуку, а также к оборудованию, которое помогает такого звука добиться. Возрадуйтесь же, ибо наше повествование подошло к самому вкусному для многих моменту, разбору гитарных сетапов Joe Perry и Brad Whitford!

Итак, Joe Perry, уроженец Lawrence, штат Massachusetts, гитарист, входящий в Топ-100 гитаристов всех времён и народов по версии журнала Rolling Stone, страстный фанат Fleetwood Mac и владелец коллекции из 630+ гитар. Звучание музыканта характеризуется плотным перегруженным саундом с яркими и насыщенными гармониями. В принципе, можно назвать это звучание “перегруженным мелодизмом”, канонический саунд эпохи настоящего рока.

Логично предположить, что с таким послужным списком, каковой имеется у Joe Perry, крайне сложно даже просто перечислить все инструменты, входящие в личную коллекцию музыканта. Приверженец классического блюза и экспериментальных стилей, за свою жизнь Joe переиграл на тысячах электрогитар, используя их для решения определённых задач, основываясь на личных звуковых предпочтениях. Что в сундучке? Здесь есть целая россыпь “стандартных” и custom shop инструментов от Fender, включая Jeff Beck Esquire Tribute. Этот инструмент используется в качестве ритм-гитары в концертной практике при исполнении классических номеров, вроде Last Child. Среди интересных экспонатов – Ampeg Dan Armstrong Plexi, снабжённая кастомными “заряженными” звучками, которая исполняет роль рабочей лошадки во время концертных выступлений. Это инструмент с довольно объёмным и низким “рыком”. Продолжая тему интересных кастомных моделей, нельзя не упомянуть об инструментах Echopark – небольшой, но крайне интересной фирмы из Los Angeles, чьими клиентами, среди прочих, являются ребята из Social Distortion и скромняга Troy Van Leeuwen. Эти гитары понравились Joe за их крупные грифы и довольно агрессивный фидбэк. Одна из моделей, используемых Joe, снабжена интересной комбинацией звукоснимателей, состоящей из хамбакера и P90. Joe является огромным фанатом классических электроинструментов от Supro и часто щеголяет с ними в видеоклипах. Есть у Perry в коллекции и легендарная Lucille B.B. King. Данная версия гитары была выпущена специально для Joe компанией Gibson и имеет некоторые конструкционные отличия от оригинала. Стоит заметить, что на данном инструменте Joe не играет, хотя звучит гитара (со слов владельца) потрясающе. Продолжая тему Gibson, нельзя не упомянуть о страстной любви Joe Perry к классическим Les Paul, да и в целом к инструментам этой фирмы. Прежде всего, Perry любит эти гитары за их грифы и звуковой объём, создаваемый Les Paul. Фирма Gibson имеет несколько подписных custom shop моделей Joe Perry. Несколько подписных Gibson, Карл! Однако одними Les Paul дело не обходится. У Perry есть несколько Firebird (в том числе и Firebird VII), несколько SG и даже версии гитар с двумя грифами (к примеру, EDS-1275). Кстати, гитары с двумя грифами – это одна из тёмных страстей Joe Perry. Вид музыканта, выступающего на сцене с “двойным” Gretsch, навевает на воспоминания о другом гитарном гении, господине Page из Led Zeppelin. Это лишь крохотная часть коллекции Joe Perry, в которой кроется много интересных 6-ти, 7-ми, 8-ми, 10-ти и 12-тиструнных моделей за авторством известных и бутиковых фирм.

По части гитарного усиления Joe всецело доверяет Plexi от компании Marshall. Раритетные экземпляры усилителей (69-го и 70-го годов выпуска) – это классические модели 1959-го года, выпущенные немного позже. Особенностью данных устройств является их ламповая составляющая. Так, прибор 1969-го года снабжён лампами KT-66, а усилитель 1970-го имеет на борту EL-34. Эти усилители “подменяют” друг друга во время живых выступлений Aerosmith. В дополнение к ним, со сцены доносится рокот JTM45, которых в концертном сетапе Perry сразу три экземпляра. Завершают композицию Marshall могучие Major – двухсотваттные монстры с K-88 на борту. Но одними Marshall дело не ограничивается (вспомните, О КОМ мы говорим). Для достижения блюзовых оттенков Joe использует классический Fender Twin из 50-х годов прошлого века. Эти комбо используются на студийных записях Aerosmith и на записях сайд-проектов Joe Perry. Есть у Perry и отличная альтернатива Marshall – ламповый усилитель от гуру Dave Friedman, прибор Dirty Shirley на 40 Ватт. Несколько усилителей Friedman отправились вместе с группой и в нынешнее турне. Вообще, во время живых выступлений гитаристы Aerosmith используют одни и те же усилители, в том числе Fender, в том числе Marshall. Поэтому нередко можно видеть Brad, подкручивающего ручки Marshall, через который ещё на прошлом концерте играл Joe.

Говоря о педалях эффектов, стоит заметить, что Joe является большим фанатом классических устройств от Line 6 и MXR, а также одним из первых музыкантов, публично высказавших одобрение в сторону компании Pigtronix. До сих пор гитарист не может расстаться с их DISNORTION, а не так давно он приобрёл и CLASS A BOOST. Возвращаясь к вопросу MXR, стоит отметить, что в арсенале Perry, помимо классического carbon copy analog delay, имеются BOOST/OVERDRIVE MC-402, созданный в сотрудничестве с CUSTOM AUDIO ELECTRONICS, и десятиполосный эквалайзер M-108. С недавних пор музыкант плотно сотрудничает с TC ELECTRONIC, поэтому располагает обширным списком приборов TC, среди которых последние версии HALL OF FAME, CORONA CHORUS, SHAKER VIBRATO и VORTEX FLANGER. Joe также успел оценить FLASHBACK X4. Музыкант является активным пользователем современных технологий, в частности на официальном сайте TC ELECTRONIC имеются “фирменные” toneprint Perry. Из других классических устройств в коллекции Joe Perry стоит упомянуть об оригинальном (естественно!) Klon Centaur, BOSS Digital Delay DD-7, старой версии Whammy от DigiTech и первой версии POG от Electro-Harmonix. Не так давно Joe Perry начал знакомиться с продукцией компании Strymon, поэтому вполне возможно, что уже скоро в его педалборде появится TimeLine или что-нибудь ещё в этом духе. В качестве основной рабочей “квакушки” Joe выбрал JH1 от Dunlop. Музыкант весьма лестно отзывается о продукции компании Fulltone, в частности, об устройстве OCD.

Brad Whitford – официальный номер два по части гитар в Aerosmith и в Joe Perry’s Band, но вряд ли сам музыкант когда-либо запаривался на этот счёт.

Brad является категорическим фанатом усилителей компании 3 MONKEYS AMPS, также являясь их официальным артистом. Вообще, это далеко не удивительно, ведь музыкант является одним из соучредителей компании, одним из “трёх мартышек”. Если вам интересно узнать больше про усилители этой фирмы, то дайте нам знать, – мы подготовим статью, а то и ещё что-нибудь, побольше… Особо ленивые могут просто посетить сайт фирмы. Особенности формирования звуковой картины Aerosmith в некотором роде подталкивают Whitford использовать на лайвах усилители Marshall. Основной рабочей лошадкой является Marshall Super Lead, в сочетании с классическими кабинетами-“четвёрками”, заряженными динамиками Celestion Greenback.

В плане гитарного разнообразия Brad немного уступает Joe, однако и он обладает весьма солидной коллекцией. У музыканта в арсенале имеются различные модели PRS и Gibson, наравне с экзотическими вариациями Terry C. McInturff Guitars. Основными рабочими инструментами, используемыми в турах и студийных практиках, являются Music Man Reflex, Epiphone Casino и Gibson ES-335. Дополняют список электрогитар винтажные Fender Stratocaster, различных моделей которых у Whitford более десятка.

А вот с педалями эффектов дела у Brad обстоят ещё “серьёзнее”, чем у Joe Perry. Здесь стоит отметить схожую любовь к Pigtronix (“Поросятам” удалось “подсадить” на свой отборный стафф сразу двух участников Aerosmith!), которая вышла далеко за пределы нескольких девайсов. Здесь и легендарный Poly Saturator, и невероятно психоделичная коробка гигантских размеров – первый Echolution (какое-то время музыкант играл одновременно с ДВУМЯ первыми Echolution), и ENVELOPE PHASER второй версии, и сравнительно новые philosopher’s Rock и FAT DRIVE. Естественно, что и DISNORTION никуда не делся. Модуляция Brad выстроена на эффектах от TC ELECTRONIC, здесь и CORONA, и VORTEX. Интересным представляется наличие сразу двух стандартных FLASHBACK, которые пришли на смену Echolution, а также VPD1 vintage pre-drive, – довольно редкого зверя (насколько этот термин применим к продукции TC ELECTRONIC). Иногда в борд к Brad переезжает Klon Centaur (доподлинно неизвестно, есть ли у Whitford собственный экземпляр педали. Шутка – есть). Из других интересностей в борде хочется выделить Eventide TimeFactor, EP booster от Xotic Effects и Rook от MOJO HAND FX. Brad не скрывает, что любит гитарные эффекты, в том числе и хорусы, поэтому для домашних и репетиционных практик он часто использует CHORUS от ANALOG MAN и олдовый CE-2 Chorus BOSS. Основной педалью wah для Brad является CLYDE от Fulltone. Отличный выбор, надо признать.

Выступление легендарных небожителей хард-рока состоится 23-го мая в СК Олимпийский. Если вы по-настоящему любите хорошую музыку, то просто обязаны оказаться там со Steven и Ко!

Кстати, билеты на концерт в Москве можно купить на Kassir.ru

Предыдущая запись

Узнай об истории и оборудовании KISS!

Следующая запись

Slowdive: "Воссоединение группы стало отличным поводом накупить себе новых педалей"

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *