Музыканты

У нас были великие группы

Когда граждане не очень молодых, а даже и совсем юных лет берутся предаваться ностальгии по несуществующему вот уже 26 лет Советскому Союзу, на первый план у них выезжает несуществовавшая тогда колбаса и несуществовавшее же общественное спокойствие. Если что и стоит вспомнить из тех весьма неприятных времён – это факт наличия на концертной сцене СССР рок-групп, соответствовавших европейскому, а то и мировому уровню тех лет. И ведь коллективы с подобными умениями существовали в условиях жесточайшего дефицита, когда гитара Fender Stratocaster стоила на чёрном рынке (а на «белом» её не было и в помине) как автомобиль «Жигули», а синтезатор Roland Jupiter-4 – как новая «Волга»! Тем более ценен художественный подвиг нижеупомянутой полудюжины составов из России, Украины и Эстонии , бывших в ту эпоху просто союзными республиками.

 

«Арсенал» (Москва)

Первый состав, приписавший к своему названию на профессиональных афишах приставку «рок» («джаз-рок ансамбль “Арсенал”») был создан уже вполне себе ветераном – саксофонистом Алексеем Козловым в ноябре 1973 года как следствие его интереса к рок-музыке и, в частности, к американскому джаз-року. После долгих и малоприятных перипетий в 1976-м группа становится профессиональной и работает от Калининградской филармонии, а годом позже записывает в Риге свой первый безымянный альбом, изданный только в конце 1979 года и продемонстрировавший весьма высоколобый инструментальный материал.

 

В 80-е годы стиль «Арсенала» несколько упростился и «спрямился», в 1985 году дело дошло даже до программы с элементами брейк-дэнса (!) Фактически группа перебирала все субстили фьюжна, доходя в своём творчестве до весьма легковесных и мелодически понятных слушателю номеров. Формально состав существует до сих пор, но выступает в камерных залах, как правило с программами из затейливых кавер-версий рок-классики.

 

«Автограф» (Москва)

Без лишней скромности надо объявить «Автограф», созданный в мае 1979 года гитаристом и композитором Александром Ситковецким на руинах группы «Високосное лето» (1972–1979), главной отечественной группой 80-х. Налицо была нацеленность группы на лучшие мировые образцы прогрессивного и арт-рока, причем напрямую «Автограф» никого и никогда не копировал, ставя во главу угла уникальную и своеобразную, очень русскую мелодику композиций и захватывающие дух гитарно-клавишные аранжировки.

Если только сильно «за уши» к музыке «Автографа» можно было притянуть такие аналоги, как Kansas, Angel, Eloy и Toto, а позже – и Saga, Rush и Yes 80-х и Asia. Во-вторых, удивлял высокий музыкальный ценз группы: бессменный бас-гитарист Леонид Гуткин и клавишник Леонид Макаревич, игравший в группе до 1988 года – выпускники Московской государственной консерватории, да и у прочих музыкантов, включая всем известного ныне вокалиста Артура Беркута (в группе с 1982 по 1989) музыкальное образование было не ниже Гнесинского училища.

Успех коллектива ещё с вокалистом Сергеем Брутяном на первом (и последнем) всесоюзном рок-фестивале «Весенние ритмы. Тбилиси-80» в марте 1980-го определил в условиях некоторых идеологических послаблений года московской Олимпиады его переход в профессиональную систему Москонцерта.

 

И пошло-поехало: до фактического самороспуска в конце февраля 1990 «Автограф» отыграл в общей сложности 1333 концерта, из них 193 только в 1982-м, да и потом до 1988 года накал концертной работы не уменьшался. В этих условиях группа ухитрялась создавать немало нового материала, а в 1985 году выставила на суд публики сильно недооценённую 50-минутную песенную сюиту «Век №20», отдельными фрагментами предвосхитившую феномен прогрессив-метала 90-х в целом и группу Dream Theater в частности.

 

Послабления времен Перестройки принесли группе международный успех – «Автограф» не только принял участие (правда, в формате телемоста) в глобальном концерте Live Aid 13 июля 1985 года, но и провел не так уж мало концертных туров в диапазоне от Финляндии до США. А уж в СССР ни одно мало-мальски серьёзное музыкальное мероприятие без группы не обходилось, как, например, митинг-концерт «Наш ход / Our Move» 4 июля 1987 года на московском стадионе в Измайлово.

 

Однако именно эти зарубежные гастроли, контакты с английскими и американскими продюсерами и перемены в составе превратили «Автограф» в другую группу с другой стилистикой. Изысканный прогрессив-рок сменился помпезнейшим технократическим AOR’ом («роком для взрослых») совершенно заокеанского образца, и эта музыка полностью соответствовала мировым рок-трендам той эпохи. Альбом «Каменный край», записанный между Лос-Анджелесом и Москвой (1988–1989) нужно без лишних рассуждений признать лучшей отечественной рок-работой всех времён.

 

К сожалению, изменившийся музыкальный и политический климат в стране привели к уходу «Автографа» в феврале 1990 года на длительные творческие каникулы, прервавшиеся лишь в мае-июне 2005 года с коротким реюнион-туром состава 1982–1988 годов. По результатам турне были изданы концертные CD и DVD с записью феноменального выступления группы в московском спорткомплексе «Олимпийский» 23 июня. Также была перезаписана и издана в формате CD-сингла одна из лучших пьес классического «Автографа» – «Корабль».

 

В последний раз группа выходила на сцену с получасовой программой на фестивале «Легенды российского рока» 1 сентября 2012 года в Зеленом театре в Москве, нисколько не растеряв своей сценической убедительности. Легенда жива!

 

 

«Диалог» (Николаев / Кемерово)

Как это ни парадоксально сейчас слышать, но город Николаев в начале 70-х был весьма продвинутой музыкальной территорией: близость Одессы и собственные судоремонтные заводы способствовали завозу в него фирменных грампластинок. В результате, представьте себе, мы получили в лице «Диалога» не более и не менее как отечественную версию Yes. Состав композитора, клавишника и феноменального вокалиста Кима Брейтбурга (внука голландских переселенцев) существовал аж с 1972 года, но под разными названиями, а «Диалогом» он стал только в 1978-м. На вышеупомянутом фестивале в Тбилиси группа выступила уже как профессиональный состав от Донецкой филармонии и произвела фурор сюитой «Слово об Игоревом походе». До столицы группа добралась только летом 1982-го с новой программой – в первом отделении игралась очередная сюита «Я – человек», инспирированная в значительной степени альбомом Yes “Drama” (1980), а во втором – набор песен, лучшие из которых выдавали прочие серьёзные влияния групп от Pink Floyd до Kansas. Окончательное признание к группе пришло годом позже, но в песенную часть программы уже начали попадать облегчённые песенные хиты, имевшие немало общего даже с The Police.

 

Во второй половине 80-х, не отказываясь от монументальных творений, «Диалог» произвёл значительную ревизию песенной программы, результатом чего стал уклон в поп-метал и альбом «Диалог 3» (он же «Красный рок», 1988).

 

Как и «Автограф», «Диалог» успел в те годы немало поездить по миру, а в 1990 году в его состав вошли вокалист Валерий Меладзе и его брат, клавишник Константин Меладзе – работа с двумя певцами и двумя клавишниками всегда была фирменным знаком группы. Была начата подготовка очередной сюиты и опять же в духе Yes, но наступили уже совсем новые времена, и рок-состав, исполняющий живьём не самую простую музыку, стал не нужен промоутерам. В результате Ким Брейтбург преобразовал «Диалог» во всем известный ныне проект «Валерий Меладзе», а потом удалился даже и от него. Сейчас Ким совсем отошел от рок-н-ролла, пишет поп-песни и околоклассические оперы, появляется в жюри одиозного поп-фестиваля «Славянский базар» и часто произносит в интервью слово «духовность».

 

 

In Spe (Таллин)

Если эстонские рокеры с академическим образованием брались за написание серьёзной рок-музыки, то результат оказывался выше всяческих похвал. In Spe была создана композитором, клавишником и флейтистом Эркки-Свеном Тююром (Erkki-Sven Tüür) в 1980 году как чисто студийный состав – редкие выступления проходили обычно на ежегодных Днях популярной музыки в Тарту, и первое же из них с сюитой «Lumen et Cantus” (1981) стало сенсацией музыкальной жизни республики. В результате следующая работа Эркки-Свена, «Симфония для семи исполнителей» в трёх частях, оказалась записана на первой стороне дебютной безымянной работы 1983 года, известной коллекционерам под именем «Синего альбома». Музыкальный материал восходил здесь к европейскому патриотическому симфонизму второй половины XIX века и наследию М.П. Мусоргского, но был аранжирован на стыке раннего нью-эйджа Майка Олдфилда (Mike Oldfield), холодной клавишной электроники в духе тогдашних Tangerine Dream и той музыки, что сейчас назвали бы прогрессив-металом. По окончании консерватории лидер группы избрал карьеру академического композитора, и лидером In Spe стал клавишник Ало Маттийсен (Alo Mattiisen), переведший стилистику группы в русло рок-авангарда и, отчасти RIO (Rock In Opposition). Так что второй LP группы, также безымянный (1985) и известный как «жёлтый альбом», продемонстрировал музыку нервную и приджазованную, а верхом оригинальности группы на сей раз стало использование пишущей машинки в роли перкуссии в пьесе “Typewriter Concerto in D Major”. На этом карьера In Spe как самобытного коллектива, а не группы-аккомпаниатора мэйнстримовым вокалистам и закончилась. Однако в любом случае «синий альбом» остаётся творением гениев.

 

 

Kaseke (Таллин)

Главная фьюжн-супергруппа Эстонии была, как это ни дико звучит, инструментальным составом нашумевшей в республике арт-панковой группы Propeller, разогнанной культурным начальством в сентябре 1979 года. Однако в материале секстета не было ни малейшего намёка на панк-эксперименты – музыканты сочиняли компетентный и могучий фьюжн в духе Джеффа Бека (Jeff Beck) не без экскурсий в прогрессив-рок и поп-джаз. За первую составляющую отвечал невероятный дуэт гитаристов Айн Вартс (Ain Varts – также Rock Hotell) и Рихо Сибул (Riho Sibul – также In Spe), за вторую немалочисленные штатные и сессионные клавишники. Kaseke постоянно становилась лауреатом Дней популярной музыки в Тарту, но за пределами Эстонии была известна плохо – так, московские гастроли в начале 1985 года стали лебединой песней группы. Тем не менее, её скромное наследие – 7-дюймовый EP “Sõnum” («Новости», 1981) и LP “Põletus” («Горение», 1983) – в 2000 году были переизданы на CD в России. Рихо Сибул единолично продолжил свой национальный звёздный путь в ритм-энд-блюзовом суперсоставе Ultima Thule и вместе с Айном Вартсом в очередном фьюжн-комбо VSP.

 

 

Кураж (Москва)

Квинтет «Кураж» оказался в конце 1988 года первой (и, кажется, последней) отечественной супергруппой в нормальном смысле этого слова: покойный ныне вокалист Андрей Кольчугин (экс-«Кросс»), уже тогда бывший виртуозом гитарист Дмитрий Четвергов (экс-«Дюна», «Квадро» и «Проба 1000»), ас-барабанщик Андрей Шатуновский и двое музыкантов из группы «Магнит», бывшей одно время аккомпанирующим составом Игоря Саруханова – бас-гитарист Михаил Саушев и клавишник Михаил Лотков. Плюс к этому группа ориентировалась на музыку, созвучную тогдашним трендам – утяжелённый по звучанию гитарный AOR («рок для взрослых»). Итог студийных усилий в форме альбома «Ветер в гривах» может быть описан известным высказыванием Дмитрия Четвергова: «Иногда мне кажется, что так круто, как я сыграл на этом альбоме, я больше в жизни не сыграю!» Однако 1990 год точно не был тем отрезком времени, когда жителей СССР интересовал первоклассный мелодик-рок… После выступлений на московских фестивалях «Интершанс» и замечательного совместного концерта со шведской группой Alien «Кураж» тихо распался. Однако единственный альбом «Куража» переиздавался два раза (на CD в 2002 и на LP в 2013) – уже одно только это указывает на его значение для отечественной рок-сцены.

 

Предыдущая запись

Рок вокруг кенгуру

Следующая запись

Наука блюза

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *