Музыканты

Гитарных дел мастера XXI века. Franz Ferdinand: диско и немножко нервно

  • Подписка
  • Поделиться в Facebook
  • Поделиться в VK

15 лет назад на обложке главного английского журнала NME, который вот уже семь десятилетий является мировым рупором новых рок-имен, появилась фотография начинающей группы Franz Ferdinand с припиской: «Эта группа изменит вашу жизнь».

Для того, чтобы оценить контекст и значимость этого события, нужно мысленно представить выжженный музыкальный ландшафт рубежа веков. Просто представьте: все публичные аудио и видео-каналы захвачены неказистыми мужичинами в ширштанах, орущими дурными голосами какую-то матерщину, а в качестве альтернативы им предлагается занудная акустика альбома “Parachutes” от Coldplay (эдакий рок глазами Григория Лепса, который впоследствии взял на вооружение несколько песен из репертуара британцев).

На какой-то миг казалось, что так плохо будет всегда, и эта безысходность съела даже самых стойких: к примеру, Борис Ельцин устал от всего этого настолько, что ушел (но это не точно). Но вот – о, чудо! — в октябре 2001 выходит “Is This It” The Strokes и все завертелось: на арену вернулись молодые, сексуальные и разнузданные парни с нелепыми прическами.

Первая пятилетка нулевых ознаменовалась выходом рекордного количества выдающихся дебютных альбомов, несущих заряд наэлектризованной бодрости из затхлых мамкиных подвалов. «White Blood Cells” The White Stripes, “Turn on the Bright Lights” Interpol и “B.R.M.C.” Black Rebel Motorcycle Club могут считаться главными причинами роста продаж гитарной техники в веке номер 21. Но даже в их ряду альбом, неизобретательно названный «Franz Ferdinand», сиял безумным алмазом.

При всей свойственной этому изданию поспешности (первую награду Franz Ferdinand они вручили еще до выпуска дебютника), NME иногда делает ставки на тех самых «темных лошадок». Так, в начале 2004 года некуда было деться от яростного дуплета «Take Me Out» and «The Dark of the Matinée» – двух дебютных синглов, утвердивших Franz Ferdinand на постаменте основного английского ответа американским богам рок-ревайвла.

Не последнюю роль сыграли видеоклипы и общая эстетика, исповедуемая FF: в какой-то степени они даже предвосхитили бум увлечения российским авангардом, оформляя альбомы и клипы в духе Эля Лисицкого, Александра Родченко и пропагандистских плакатов ранее-советской эпохи. Престижные Mercury Prize, Igor Novello Award и несколько Brit Awards, полученных «Franz Ferdinand», создали группе еще больше кредитов доверия.

И они сделали все, чтобы им соответствовать. За следующие 8 лет группа выпустила еще три лонгплея, замешанных на той же убийственной смеси из хитового танцевального панка, выверенной визуалки и роскошества гитарных крещендо. Затем наступил 5-летний перерыв, окончившийся 9-го февраля 2018 года, вместе с выпуском “Always Ascending” – манифеста жизнелюбия и стойкости, на котором к типичному инструментарию группы впервые прибавились клубные биты и раскованные саксофоны. Подробнее о нем ниже.

Пожалуй, две особенности удивляют во Franz Ferdinand больше всего. Первое – это их удивительная живучесть. Давайте вновь вспомним всех, кто упомянут в начале этой статьи. Coldplay окончательно и бесповоротно опопсели (после дуэта с Рианной и Бейонсе в лоно рока не вернет никакой Брайан Ино), The White Stripes распались, Interpol и The Strokes ушли с радаров – а FF по-прежнему с нами, как будто и не было этих 15 лет. Ни один из их альбомов не был провальным, они снимают развеселые клипы в эстетике 70-х и выпускают один движушный хит-сингл за другим. Все это — несмотря на моменты кризиса и смену состава: аккурат перед “Always Ascending” группу покинул со-основатель и соавтор всех хитов гитарист Ник МакКарти, которого многие считали ключевым членом команды.

Второе: эксперименты. И я говорю не только об использовании на записях советских синтезаторов, специально привезенных из Москвы, или человеческого скелета в качестве перкуссионного инструмента, а о налете арт-рока, увлечение которым у группы периодически зашкаливает. Чем еще объяснить запись целого совместного альбома с апологетами юмористического авангарда Sparks? “FFS” стал самым необычным творением Алекса Капраноса и ко, но ведь были еще и совместная запись с Джейн Биркин, и участие в психоделическом саундтреке к фильму Тима Бартона «Алиса в стране чудес», и альбом ремиксов в стиле даб, и отличные рок-каверы на «Womanizer» Бритни Спирс, “Do You Want To?» Гвен Стефани и “I Feel Love” Донны Самнер.

Отдельные треки на “Tonight: Franz Ferdinand” и «Right Thoughts, Right Words, Right Action” тоже давали прикурить: вместо легковесного припева то тут, то там возникает смена темпа, а песни о поцелуях и снах наяву сменяются треками с названиями вроде «Улисс» и «Предательство! Животные».

Что же с “Always Ascending”? Вопреки ожиданиям и выпущенным загодя синглам, пятый альбом не стал для Franz Ferdinand в чистом виде экспериментом с клубной электроникой. «Мясо» альбома по-прежнему составляют песни с активным использованием шестиструнных инструментов. Здесь хватает задумчивых зарисовок вроде “The Academy Award”, а некоторые песни набирают полный диско-темп только к третьей минуте. “Glimpse of Love” и заглавная песня несут на себе следы сотрудничества со Sparks с их издевательской поп-привязчивостью и извилистостью, а некоторые треки вроде “Lois Lane” и вовсе кажутся на фоне общего дискотечного настроя проходными – только для того, чтобы полноценно раскрыться где-то прослушиванию к третьему.

“Always Ascending” – очередной крепкий орешек от Franz Ferdinand, который притворяется более легкомысленным, чем есть на самом деле. Под песни вроде “Lazy Boy” легко прыгается, и в то же время они куда изобретательнее, чем 99% радио-фрэндли-хитов. Одно только изучение групп, влияние которых сквозит из песен FF, займет не одну неделю, ну а появление в тематике песен политических мотивов (см. посвященную Дональду Трампу «Demagogue”, не вошедшую в альбом) — группа повзрослела, и веселый Алекс Капранос впервые звучит не как усталый после вечеринки мальчик, но как состоявшийся 45-летний мужчина.

 

С рубежом веков поменялась не только (и не столько) сама музыка, сколько способ ее потребления и восприятие. Удел нишевой эпохи, на которую нас обрекла вседозволенность интернета – распад глобальных явлений на мириады осколков: ничего для всех, но что-то для каждого. Потому, как бы нам не хотелось, на самом деле ни одна из гитарных групп наступившего века не изменила нашу жизнь – но зато изменила мир вокруг нас, сделав его рок-н-ролльнее и свободнее.

А в случае с Franz Ferdinand, радующих нас стабильным валом хитов и увесистыми, плотными альбомами, можно надеяться на лучшее – что впереди еще как минимум 15 лет хитов, которые заставят еще не одно поколение взяться за грифы гитар. Это ли не достойная оценка? Айда поиграем “Take Me Out”, там надо в две гитары, у меня одного не получается.

___

Специально для Pedalzoo.ru

Предыдущая запись

Еще о спринг-реверах: бульк или не бульк?

Следующая запись

Как я не купил Meris Mercury7

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *