Музыкальная теория

Тактовые размеры

  • Подписка
  • Поделиться в Facebook
  • Поделиться в VK

Разные тактовые размеры ощущаются совершенно по-разному и радикально меняют звучание музыки. Наиболее широко распространённые тактовые размеры – 3/4,  4/4, 6/8 и 12/8.

Тактовый размер 4/4

Для примера тактовый размер 4/4 обозначает, что есть четыре 4-х доли (англ. crotchet) в каждом такте.  Если в знаменателе стоит цифра 4, каждая доля как правило делится на части, состоящие из одинаковых групп.

Можно увидеть, что в каждом такте есть 4-е ноты и то, что каждый такт делится на одинаковое количество частей, то есть на две и четыре части. Можно считать таким образом: «раз и два и три и четыре и» в течение любого такта в тактовом размере 4/4. Если мы захотим сыграть любое другое количество одинаково разделенных ритмов в каждой доле (3 или 6), мы должны будем использовать «триолеобразые фигуры» (триоли или секстоли) и так далее.

Тактовый размер также может обозначать, как нужно акцентировать каждую долю. Как правило в классической музыке незначительный акцент делается на первой и третьей долях, а в поп- и рок-музыке на второй и четвёртой.

Пример акцентирования первой и третьей доли в классической музыке в тактовом размере 4/4:
Весна из четырёх сезонов Вивальди.
Пример акцентирования второй и четвертой доли в современной музыке в тактовом размере 4/4:
Cliffs of Dover Эрика Джонсона.

Тактовый размер 3/4

Тактовый размер 3/4 говорит нам о том, что в каждом такте есть три 4-х ноты и каждая доля делится на три одинаковые части, состоящие из двух, как и в случае с тактовым размером 4/4. Можно считать следующим образом: «Раз и два и три и» в течение любого такта в тактовом размере 3/4.

Если мы захотим сыграть другое регулярное число нот в каждой доле (3 или 6), мы снова должны будем использовать триолеобразую фигуру.

Акценты в тактовом размере 3/4 склонны быть довольно изменчивыми. В классической музыке может делаться большой акцент на первой доле, но только акцентирование второй и третьей является обычным явлением для создания эффекта «ум-па-па». Тактовый размер 3/4 часто называют «вальсовым размером», так как в 99% вальсов указывается тактовый размер 3/4.

Примером тактового размера 3/4 в классической музыке является «Вальс на прекрасном голубом Дунае» Иоганна Штрауса II.
Примером тактового размера 3/4 в современной музыке является песня «Manic Depression» Джимми Хендрикса.

Если какое-нибудь музыкальное произведение дано в тактовом размере 3/4, вы можете легко делать отсчёт долей в каждом такте следующим образом: «раз и два и три и». Если вы обнаружили, что считаете группами по три ноты: «123 123 123 123» и так далее, то музыка указана или в тактовом размере 6/8, 12/8 или 4/4 с разделением каждой доли на триоли.

Тактовый размер 6/8

Если в тактовом размере в верхней цифре (числителе) содержится цифра «8», общепринятым будет деление долей на 8-е ноты. Тем не менее чрезвычайно важным будет то, как эти 8-е ноты группируются. Если будет несколько групп по три ноты, так как в числителе и знаменателе стоит цифра 8, то 8-ые ноты группируются по три ноты.
Если 8-е ноты группируются одинаково, то тактовый размер 6/8 будет звучать идентично тактовому размеру 3/4. Однако этого практически не случается. Тактовый размер 6/8 показывает, что в каждом такте есть шесть 8-х нот и эти деления группируются в серии по три ноты. Вот один такт в тактовом размере 6/8:

На средней линейке показано шесть 8-х нот, сгруппированных по три. Ввиду этого в каждом такте есть два основных акцента. Это показано на верхней линейке. Каждый акцент теперь является четвертной нотой с точкой (три 8-х ноты).
В тактовом размере 6/8 в каждом такте есть два основных акцента, и каждый акцент делится на три части.
Основная разница между тактовыми размерами 3/4 и 6/8: в тактовом размере 3/4 три акцента, разделенных на два, в тактовом размере 6/8 два акцента, разделенных на три.

Тактовый размер 6/8 даёт синкопированный ритм, он характерен для большинства ирландских джиг и многих детских песен.
Пример тактового размера 6/8 в классической музыке: Баллада 2 Шопена.
Более современным примером тактового размера 6/8 является песня «We are the Champions» группы «Queen».

Тактовый размер 12/8


Тактовый размер 12/8 означает то, что в такте есть четыре основных доли и каждая доля делится на три 8-ых ноты следующим образом:

Разница между размерами 6/8 и 12/8 как правило более очевидна в рок- и поп-музыке ввиду разных акцентов в барабанном ритме. Различия между исполнением тактового размера 6/8 и тактового размера 12/8 в конечном счёте сводятся к разному восприятию у музыкантов в отношении того, где нужно делать акцент в каком-нибудь тактовом размере. К тому же длительность фразы определенной мелодии может иногда давать нам ключ к разгадке.

Материал для статьи взят на основе книги «Мастерство чтения нот с листа» (Джозеф Александр).

Предыдущая запись

King of Tone: Не только для королей

Следующая запись

Закари Векс: Сумасшедший изобретатель из мира гитарных эффектов

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *