Музыкальная теория

Наука блюза

  • Подписка
  • Поделиться в Facebook
  • Поделиться в VK

Игра на гитаре немыслима без знаний блюза. Чтобы повысить собственную музыкальную осведомленность и научиться нескольким блюзовым приемам игры, стоит поиграть блюзовые обороты. Помимо самого блюза, такие обороты встречаются и в других стилях — например джазе или роке.

В стандартном 12-тактовом блюзе обороты обычно используются в последних двух тактах. Так, применяя пятую ступень, мы возвращаемся к тонике и запускаем новый «виток» оборота. К примеру, если в роли тоники выступает нота Ми, то оборот будет строиться на аккорде Си-септ (B7) — пятой ступени, возвращающей нас в тонику.

Пример 1

В первом такте используются нисходящие звуки в рамках аккорда Ми. Аккорд B9 во втором такте — это блюзовая вариация аккорда B7, который и перезапускает наш оборот.

 

 

Пример 2

В этом обороте присутствует как нисходящий (E, D, C#, C, B), так и восходящий (E, G#, A, Bb, B) ход. При этом движение и вверх и вниз всегда заканчивается нотой Си (пятой ступенью), а звуки иногда двигаются в противоположные стороны.

 

 

Пример 3

Этот блюзовый оборот не ограничен движениями между V и I ступенью. В блюзе и джазе прогрессия I-VI-II-V продолжает идею с более сложной гармонией. К примеру, в тональности До-мажор мы могли бы использовать аккорды Cmaj7, Am7, Dm7, G7, но в нашем примере добавлено немного «джазовости» за счет басовой линии.

 

 

Пример 4

Пример, вдохновленный техасским блюзом.

 

 

Пример 5

В основе примера — хроматическая басовая линия, которая сначала движется вниз, а затем вверх.

 

 

Пример 6

Блюзовый оборот с шагающим басом, в котором бас попадает точно в каждую долю такта. Шагающий бас как будто подгоняет партию вперед, создавая ощущение движения.

 

 

Пример 7

Это упражнение играется только даунстроком — ударами медиатора от себя (вниз). Игра даунстроком чем-то перекликается с игрой шагающего баса из предыдущего примера – постоянные удары по струнам на каждую долю такта задают динамику всей партии. Дополнительно они придают звучанию небольшой налет винтажа – примерно так играли большинство гитарных партий в 1920-1930-х в эпоху биг-бендов.

Предыдущая запись

У нас были великие группы

Следующая запись

10 лучших альбомов 2017 по мнению всего интернета

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *