История

Закари Векс: Сумасшедший изобретатель из мира гитарных эффектов

  • Подписка
  • Поделиться в Facebook
  • Поделиться в VK

Американский город Миннеаполис не слишком известен своим вкладом в мировую музыкальную культуру — Сиэттл или Нэшвилл прославились куда больше, не говоря уже о Нью-Йорке, Чикаго или Сан-Франциско. Но и Миннеаполис подарил миру несколько великих имен, исторических вех и мест силы. Здесь родился Принс и начинал свою карьеру Боб Дилан (уроженец отдаленного городка, но всё из того же штата); здесь в 1965 году Джорджу Харрисону подарили один из первых в его жизни 12-струнных “Риккенбакеров”, а в 1968-м в городе открылся один из самых культовых музыкальных магазинов в стране — The Electric Fetus, работающий, кстати, по сей день.

Так что на вклад города в историю поп-музыки можно посмотреть и под другим углом: если американские мегаполисы — это конвейеры, производящие (или производившие) новые имена в промышленных масштабах, то Миннеаполис — скорее небольшая мастерская, где раз в сколько-то лет вдруг рождается уникальный, штучный товар.

В этом смысле даже характерно, что именно здесь в середине 1990-х появилась компания, которая по праву считается прародительницей бутиковых эффектов — явления, которое всего пять-десять лет спустя полностью изменило рынок.

Как это часто бывает, история компании Z.Vex Effects началась с одной-единственной педали — впоследствии всемирно известной Fuzz Factory. Сейчас с ней выступают десятки величайших звезд, от Мэта Беллами до Джека Уайта, а в декабре 1996 года Закари Векс, основатель и вдохновитель компании, как и положено бедному американскому инженеру, паял первые фуззы в собственной квартире. Легенда гласит, что денег у Векса не было даже на то, чтобы починить в квартире отопление, а Миннеаполис известен, помимо прочего, вполне сибирскими морозами — в общем, суровая картина.

Векс, который не без гордости называет себя сумасшедшим ученым из мира гитарных эффектов, начал собирать Fuzz Factory вручную еще в 1995-м, и к концу 96-го купить эти удивительные горизонтальные педали с красочным оформлением можно было во многих магазинах музыкальных инструментов в США, пусть и производилось их очень мало. Но именно в декабре 1996 года случился прорыв: гитарист ZZ Top Билли Гиббонс скупил все Fuzz Factory, доступные в Чикаго, и потребовал еще — бородатый рокер намеревался подарить эти педали на Рождество всем своим друзьям-музыкантам. Владелец чикагского магазина связал Гиббонса с Вексом — и тот скупил все педали, которые Закари собрал в Миннеаполисе, но еще не успел отправить в магазины. На вырученные деньги изобретатель перебрался в другую квартиру — с отоплением.

Со временем Fuzz Factory превратился в один из самых узнаваемых гитарных эффектов, а компания Векса стала одной из самых успешных на рынке — по данным издания Inc., Векс ежегодно продает более 20 тысяч единиц свой продукции.

За 20 лет компания прошла колоссальный путь и к знаменитой фуззовой педали добавились десятки других, также со временем получивших культовый статус. Среди них аналоговый сэмплер Lo-Fi Loop Junkie; басовый фузз Woolly Mammoth, которым пользуется легенда фанка Бутси Коллинс; дисторшн Box of Rock — симулятор “Маршалла со всеми ручками на максимум”.

Наряду с красочным коллекционным оформлением и уникальным, часто довольно безумным звуком, отличительной особенностью эффектов Z.Vex стала их компактность. Сам Закари Векс неоднократно признавался, что умещать максимум компонентов в минимальный объем всегда было для него особенным удовольствием. Так появились педали-секвенсоры Seek Wah и Seek Trem, где на металлической коробочке стандартного размера размещались восемь ручек потенциометров, столько же диодов, плюс два ножных переключателя. Апофеозом стремления к компактности можно считать Nano Head — ламповый усилитель, который Закари тоже умудрился втиснуть в стандартную коробочку 6 на 11 сантиметров.

Со временем самые популярные педали из линейки Z.Vex Effects начали выпускаться в удешевленной версии Vexter — с упрощенным оформлением и частично собранные в Тайване. Однако компания по-прежнему выпускает почти все свои классические эффекты в американской сборке с лимитированным оформлением — и по соответствующим ценам (от 240 до 700 долларов за педаль в стандартной комплектации). В компании работают шесть человек (включая самого Векса). Весь объем производства, включая удешевленные версии, — около 24 тысяч педалей в год.

Налаживая бесперебойное производство эффектов, Векс в то же время старается поддерживать репутацию сумасшедшего ученого — выпуская нишевые, причудливые, а подчас и откровенно эксцентричные изделия. Чего стоит хотя бы аналоговое вибрато Candela Vibraphase: эффект, работающий от энергии, выделяемой горящей свечой, со стоимостью 7500 долларов и существующий, насколько можно судить, всего в нескольких экземплярах.

В середине 1990-х, когда Закари Векс только задумывался над тем, не превратить ли ему свое увлечение паяльником в бизнес, он чуть было не отчаялся — собственные изобретения даже ему самому казались слишком странными, чтобы завоевать рынок. Сейчас он уверен, что именно их странность в итоге и стала секретом его успеха.

“Музыкантам нужно что-то веселое и необычное, что сделает их звук совсем не таким, как у других, — рассказывал Векс в одном из интервью. — Я занимаюсь тем, что даю им это ощущение: “Вот теперь я не как все, теперь я и правда что-то из себя представляю”.

___

Весь ассортимент педалей Zvex в Pedalzoo смотри здесь.

Предыдущая запись

Тактовые размеры

Следующая запись

Кино не про «Кино»: «Лето» Кирилла Сереберенникова

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *