История

Как за один вечер разобраться в панк-роке

  • Подписка
  • Поделиться в Facebook
  • Поделиться в VK

Никаких длинных терминов и занудных описаний! Даем всему предельно простые объяснения и гарантируем получение диплома по панк-року после прочтения статьи!

С самого начала произнесем упреждающий ответ на вопрос, который точно зададут девять из десяти читателей: «а зачем вообще нахрен разбираться в панк-роке»?
В общем, затем же, зачем разбираться в любом другом стиле музыки. Даже если ты слушаешь исключительно бразильский джаз и японский прог-рок, мощное погружение в какой-то иной стиль тебя заставит взглянуть на свою любимую музыку с совершенно нового, неожиданного ракурса.
Что уж говорить про панк-рок, который чуть более, чем полностью, родом из благородного рок-н-ролла, а сам — несмотря на всю свою непритязательность и грубость — повлиял на каждый второй музыкальный жанр последних 50 лет. А то и каждый первый.
Вопрос второй (и очень логичный, мы вообще одобряем уместные вопросы): почему краткий курс от Олега Бочарова сработает лучше, чем чтение статьи о панке в «Википедии» и скачивание 10-20 самых популярных в народе панк-альбомов для ознакомления?
Потому что «Википедия» не умеет передавать культурные знания в научно-популярной форме. И потому что западные списки и рейтинги артистов крайне мало стыкуются с менталитетом российского слушателя. Экспресс-тест: спроси у американца или англичанина — что популярнее и важнее для жанра: The Clash или The Exploited? Любой иностранец не колеблясь скажет The Clash, любой! А русский панк не моргнув крикнет The Exploited! Кому верить и кого слушать? Вот то-то же. Потому всегда очень важно мнение местного специалиста, участкового журналиста, если можно так выразиться.
Статья будет строиться по принципу бритвы Оккама — мы будем отсеивать всю избыточную информацию, максимально минимизировать подачу. Не потому, что плохо разбираемся, а ровно наоборот! На старт, внимание, марш… или как говорят панки — Hey Ho Let’s Go!

1. Корни

Миллионы людей во всем мире спорят и пререкаются, кто же изобрел панк-рок и был первым панком. Если тебе нужен простой ответ, то вот он: панк-рок существовал практически всегда. Его будущие мотивы можно услышать в первых рок-н-ролльных записях Литтл Ричарда и Джерри Ли Льюиса, гитарных прогонах Линка Рэя в ту же эпоху и даже в джазе. К основателю фри-джаза Орнетту Коулману коллеги по сцене относились примерно так же, как патлатые рокеры к панкам семидесятых. Считали что он ошалевший маньяк, осквернивший джаз шумом и хаосом.
Все то маргинальное, что шло перед панком, передало ему гены, но еще не являлось окончательно сформированным панк-роком, ученые зовут прото-панком. Можно с уверенностью заявить, что в конце 50-х прото-панк уже существовал.
Главным дедушкой панк-рока принято (и это верно) считать гаражный рок, причем не весь подряд, а тот, который был или до психоделической эпохи (1964-1966 годы, группы The Sonics, The Troggs, Monks, определенные вещи The Kinks, The Who и так далее), или же после психодела — в 1969-1973 годах (каноничные альбомы MC5 или The Stooges). Многие в отцы панка зачисляют The Velvet Underground, но то вопрос сложный — нью-йоркские угрюмые экспериментаторы в большей мере прокладывали дорогу к альтернативе и инди-року, нежели к тому, что мы привыкли звать панком.
Эпоха же психодела из истории прото-панка вычеркивается по причине того, что неразделимым образом ассоциируется с культурой хиппи. А культура хиппи и панков — вечные исторические враги. Были, конечно, случаи, когда и другое умудрялось соединиться воедино, но лишь в порядке сказочного исключения.
Кроме гаража, рок-н-ролла и фри-джаза наброски будущего панка можно уловить, само собой, в глэм-роке (New York Dolls, Alice Cooper и даже Slade) и в экспериментальном немецком прог-роке, так называемом краутроке (второй и третий альбом NEU! в частности).

 

2. Пионеры

То, что принято звать современным панком, появилось в Нью-Йорке в 1974 году. Там же изобрели термин — почти никто из экспертов не спорит с тем, что зацементировал это слово фэнзин Punk. Поначалу панком в одиночку занималась местная группа Ramones, потом она стала обрастать единомышленниками разной степени панковости. Те команды, что были помедленнее и менее шумные в итоги получили титул движения new wave.
Есть очень популярный в музыкальных кругах вопрос: что такого принесли в музыку Ramones, чего не существовало до них? Они же играли ровно то же, что и сотни предыдущих артистов — тупой трехаккордный рок-н-ролл. Это правда. Ramones ничего не добавляли в рок. Они из него убирали! В этом и была их главная фишка, все что Ramones сочли лишним в музыке, они волевым усилием забыли. В них не было блюза, они не играли гитарных соло, они не ведали о существовании клавишных и духовых. На первых альбомах им даже не приходило в голову писать песни длиннее двух с половиной минут.
Это как черный квадрат Малевича, только в музыке. И, как оказалось, этого заразительного минимализма очень не хватало многим людям в середине 70-х. Ну и, конечно, звучали и выглядели Ramones как никто до них. Величайший радио-диджей в истории музыки, англичанин Джон Пил сказал, что музыка ввела его в состояние шока, ибо не получал такого заряда чистой рок-н-ролльной энергии с тех пор, как услышал в молодости Литтл Ричарда. Попробуй ему поверить.

3. Панк-революция

Мы не будем долго и нудно рассказывать то, как панк-рок перекинулся в Британию и там его стали играть всякие разные отщепенцы и бунтари во главе с The Clash, The Damned и The Sex Pistols — это и все и так хорошо знают.
Мы скажем главное — чем же была примечательна панк-революция с исторической точки зрения.
Панк-революция практически в одно мгновение даровала людям три вещи:
а. Полную свободу самовыражения. Ты мог играть как угодно и петь о чем угодно, не оглядываясь ни на какие шаблоны и общественные правила. Это можно сравнивать с приходом Гласности в СССР.
б. Панк-революция вернула музыку простым людям. Ты мог купить в ломбарде полусгнившую электрогитару, научиться играть на двух струнах, и уже на следующий день выступать с концертами. Да, скорее всего у тебя это получится чудовищно плохо. Но таких как ты вокруг — тысячи, тысячи. И хотя бы несколько десятков групп из этих тысяч обязаны были оказаться замечательными. Так и произошло, математику и теорию вероятностей не обманешь!
в. Эстетику «сделай сам». DIY. Да, и до панка существовали какие-то независимые рекорд-лейблы, и музыканты, которые не вписывались в шоу-бизнес издавали записи за свой счет. Но с панк-роком независимая музыкальная индустрия просто взлетела и по сей день диктует законы во всем, что касается свежей и новаторской музыки.
То есть по большому счету панк-революция оказалась нужной и полезной даже для тех, кто не хотел с ней иметь ничего общего и жил своей обособленной музыкальной жизнью. Без нее было бы намного скучнее, а появление тысяч жанров — начиная с треш-метала и гранджа и заканчивая синт-попом и рейвом было бы отложено на очень неопределенный срок.

4. Классификация

Если зажать в тёмном угле бара музыкального энциклопедиста и попросить перечислить все разновидности и поджанры панка, он начнет загибать пальцы: анархо-панк, хардкор-панк, эмо-панк, хоррор-панк, ска-панк, краст-панк, арт-панк… забудь об этом. Берем бритву Оккама и отрезаем все лишнее.
Если подойти к делу с умом, то все якобы разнообразие панк-рока сведется к пяти пунктам:
— Панк-рок (пример)
— Поп-панк (пример)
— Хардкор-панк, включая первобытный эмо-панк, а не современные эмо-сопли (пример)
— Oi! (пример)
— Фолк-панк, в первую очередь ска-панк и келтик-панк (пример)

Еще необходимо учитывать гибриды. В природе существуют десятки гибридов панка с какими-то параллельными и перпендикулярными стилями музыки. 90% из них настолько далеко ушли от, собственно, панка, что смысла упоминать их в контексте данной статьи — ни малейшего. Те же, которые действительно имеют ценность именно в рамках панк-культуры, мы назовем.
Это гибрид панка с металлом — оно существует в разных формах, но доминирующей всегда был кроссовер, или хардкор-треш-метал. Обычно его историю отсчитывают с 1983 года и первых пластинок Suicidal Tendencies и D.R.I. Плюс исконные варианты грайндкора и нойзкора, конечно. (пример)
Также это сайкобилли — смесь панка и рокабилли. Многие отмеряют историю сайкобилли с дебютника группы The Cramps 1980 года. Но вопрос спорный — The Cramps звучали больше как гаражная группа, да и контрабасом не пользовалась. Потому дату можно сместить на 1981 год, когда был издан первый лонгплей британской группы The Meteors. (пример)
Сколько существовал панк, его бесконечно пытались скрещивать с танцевальной и электронной музыкой. Иногда получалось очень недурственно, но на панк это было уже не похоже. Ближе всего к реальному электро-панку приблизились немцы Atari Teenage Riot (они оперировали термином «цифровой хардкор»). И хотя явление массовым так и не стало (музыка была более, чем просто жестокая), отметить его надо обязательно. (пример)

Больше не нужно. Ниже приводим схему «панк-детектор». Не так, чтобы она была стопроцентно надежная и серъезная, но она показывает, что панк (при всей своей декларируемой вседозволенности) на самом деле весьма и весьма ограниченный и консервативный музыкальный жанр.

Следует обратить внимание при углублении в жанр на тот факт, что самым разнообразным вариантом панка является — как ни парадоксально — его самый радикальный вариант. А именно хардкор. Дело в том, что в эпоху его расцвета в Америке (в первой половине 80-х) у хардкорщиков в какой-то момент рванул креатив и они во-первых принялись экспериментировать со всем, чем только можно. И во-вторых они соревновались между собой! Если кто-то из коллег по сцене придумывал что-то крутое и уникальное, остальные из зависти начинали придумывать, как это переплюнуть. Правда, из-за подобных экспериментальных авантюр группы зачастую выходили за границы панк-рока, и далеко выходили!

 

5. Хронология

Как и любой музыкальный стиль, панк-рок в своем портфолио имеет периоды рассвета, забвения, перерождения и рутинного бытия. Можно было бы их перечислить словами, но зачем, когда проще изобразить картинкой.
На картинке ниже мы указали пики и спады жизнедеятельности панка в двух определяющих странах: США и Британии.
Впрочем, будет вежливым и правильным поступком заметить, что панка хватало и в других странах: Австралии, Швеции, Канаде, Японии, даже в России что-то наблюдалось. Но более всего в этом сонме выделяется германская панк-сцена. Ситуацию упрощает то, что биоритмы этой жизни более-менее совпадают со среднемировыми.

Если твоему пытливому уму интересно, как поделился американский (и не только) панк-рок на старую и новую школу, то ответ прост и совершенно однозначен: точкой отсчета ньюскула принято считать альбом группы Bad Religion «Suffer», выпущенный в 1988. После него (не сразу, но верно) львиная доля мирового панка перестроилась на новый звук.

6. Психологический барьер

Не стыдно ли солидному, образованному и музыкально подкованному человеку слушать панк-рок? Забавно, но низменной музыкой панк-рок считают в основном обыватели, причем в России это особенно распространено. Если же ты будешь смотреть западные солидные музыкальные издания, энциклопедии и рок-аналитику, то обнаружишь, что панк-рок в тамошних кругах котируется невероятно высоко. Зачастую даже выше того, что мы привыкли считать серьезной музыкой для солидных парней и дев.

Например, в знаменитом талмуде «1001 альбом, который ты должен услышать, прежде чем умрешь» присутствует тьма команд такого рода: Sex Pistols, Ramones, The Jam, X-Ray Spex, Green Day, Buzzcocks и даже Butthole Surfers, не говоря уже о Fugazi.

И, как ни смешно, многие маститые прог-рокеры признавались в любви к тем или иным панк-группам. Да что там говорить, если уже второй альбом The Damned вызвался продюсировать Nick Mason из Pink Floyd!

 

7. С чего начать слушать

Важное:

 Ramones «Ramones», 1976
 The Sex Pistols «Never Mind the Bollocks», 1977
 The Clash «The Clash», 1977
 The Dead Kenedys «Fresh Fruit for Rotting Vegetables», 1980
 Black Flag «Damaged», 1981
 Bad Religion «Suffer», 1988
 Operation Ivy «Energy», 1989

Мелодичное:

 Buzzcocks «A Different Kind of Tension», 1979
 The Queers «Don’t Back Down», 1996

Быстрое:

 Bad Brains «Black Dots», 1979
 Minor Threat «Minor Threat», 1981

Злое:

 Crass «Stations of the Crass», 1979
 Discharge «Why», 1981

Охреневшее:

 Napalm Death «The Peel Sessions», 1987/1989
 GG Allin «Dirty Love Songs», 1990

Умное:

 Husker Du «Zen Arcade», 1984

 Minutemen «Double Nickels on the Dime», 1984

Веселое:

 The Toy Dolls «Dig That Groove Baby», 1983
 Lawnmower Deth «Billy», 1993

Немецкое:

 Slime «Yankees Raus», 1982
 Die Toten Hosen «Bis zum Bitteren Ende», 1987

Странное:

 NoMeansNo «Wrong», 1989
 Refused «The Shape of Punk to Come», 1998

Всем нравится:

 The Misfits «Static Age», 1978
 The Exploited «Massacre», 1990
 NOFX «Punk in Drublic», 1994
 Offspring «Smash», 1994
 Dropkick Murphys «Sing Loud Sing Proud!», 2001

 

И главное — остерегайся подделок, мир панк-рока на 80% состоит из фальшивок, подделок и печальных недоразумений!

Предыдущая запись

Педалборд народного единства

Следующая запись

Мой новый борд NoGain

5 комментариев

  1. garrik
    05.11.2017 по 2:27 пп — Ответить

    Спасибо, хотя панк-энциклопедию в свое время читал до дыр (электронных))
    Не удержусь и спрошу. Так как стараюсь искать и новую музыку, почему-то складывается ощущение, что годного, быстрого и агрессивного панк-рока сейчас не делают. Или я кого-то упускаю?
    То же и с хардкором — только три пластинки могу назвать за последние 2 года, и те с дозой металла. Justin Hate — Marrow, Mantar — Ode to the Flame, Sibiir — Sibiir

    • Oleg Bocharov
      07.11.2017 по 1:26 пп — Ответить

      Я себе сам такой же вопрос постоянно задаю, и — к сожалению — ответ не очень радостный. Хорошего жесткого панка сейчас невероятно мало. Может просто потому, что жизнь в Америках и Европах стала сытая, и какую-то искреннюю лютость из себя выдавливать сложно.

      Но, кстати, многие старики до сих пор крепкие пластинки клепают — GBH, Poison Idea, Discharge. Это спасает.

      • Garrik
        09.11.2017 по 3:46 пп — Ответить

        Спасибо за ответ, старичков попроверяю.
        Если же надумаете написать про лучшие пластинки соответствующих направлений последних лет — с радостью бы ознакомился)

  2. Александр
    08.11.2017 по 5:40 пп — Ответить

    Добрый день! Очень хороший сайт, интересный контент, но ради бога, поработайте пожалуйста над версткой и читабельностью текстов, очень неудобно читать. Спасибо!

    • Oleg Bocharov
      12.11.2017 по 6:15 дп — Ответить

      Работаем постепенно. В принципе сейчас вроде максимально подогнали под норму.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *