ИсторияОбзор педалей

Восхождение питч-шифтеров на педалборды

Почти каждый музыкант, а уж точно если это гитарист, хоть раз слышал за свою жизнь такие слова как октавер, гармонайзер и питч-шифтер. В этой статье я вкратце расскажу об истории эффекта под названием питч-шифт (pitchshift) и о приборах, которые смогли сделать его мейнстримовым.

Речь пойдёт исключительно о цифровых питч-шифтерах, ведь именно они стали стандартом индустрии за многие годы их существования.

Первым цифровым питч-шифтером был Lexicon Varispeech Model 26. Этот девайс представляет собой огромный рэковый юнит, основная задача которого — обработка голоса. К сожалению, в интернете практически нет информации про эту модель. Известно, что питч-шифтер был выпущен в 1972 году и что впоследствии вышел Lexicon Varispeech Model 27, который имел ручку feedback. Уже в начале семидесятых годов эта железка обладала функцией гармонайзера и благодаря ручке output mix могла полностью замещать необработанный сигнал, то есть это был одновременно питч-шифтер и гармонайзер. Девайс не получил большого распространения среди музыкантов, но легенды гласят что некий гитарист судился с компанией Lexicon из-за того, что динамик на его усилителе разорвало от использования Lexicon Varispeech Model 27. Ещё эта модель использовалась группой Tegan & Sara в треке The Cure.

Lexicon Varispeech Model 27

Самое интересное в мире питч-шифтеров случилось в далёком 1975 году, когда компания Eventide выпустила свой первый рэковый гармонайзер Eventide H910. Выход этой железки является отправной точкой в популяризации питч-шифтеров. H910 — прибор, который использовали такие великие творцы как Дэвид Боуи, Фрэнк Заппа и даже AC/DC. Это сложный в использовании питч-шифтер с широчайшим спектром возможностей, главными из которых являются: изменение высоты подающегося сигнала в диапазоне от -1 до +1 октавы и управление задержкой обрабатываемого сигнала с регулировкой фидбэка.

Дилей в этом юните заслуживает отдельного внимания, потому что именно он в полной мере раскрывает функционал прибора. Его максимальное время задержки всего лишь 112,5 миллисекунд. Он имеет 4 режима работы с разной задержкой (7,5мс, 15мс, 30мс, 60мс), они включаются кнопками на передней панели, а при одновременном нажатии двух и более время задержки дилея суммируется.

Уникальность этого дилея в том, что он может быть использован одновременно с питч-шифтером, что даёт возможность менять высоту тона повторов, создавая эффект питч-арпеджио!  Можно сказать, что Eventide H910 в каком-то смысле киллер EarthQuaker Devices Rainbow Machine родом из 1975 года, который помимо питч-арпеджио может удивить множеством функций. Также к девайсу можно было подсоединить разработанный исключительно для него синтезатор с 25-ю клавишами.

Я специально не заостряю внимание на технических характеристиках и разборе великого множества вариантов звучания прибора, потому что, во-первых, об этом можно написать очень много, во-вторых, у нас всё-таки краткий экскурс в историю питч-шифтеров. Так что поехали дальше.

Eventide H910

Рэковое железо это, конечно, интересно. Можно также вспомнить о еще более легендарном Eventide H949, который до сих пор используется на многих студиях, и за долгое время по праву успел стать стандартом индустрии. Но как же педали? Когда речь заходит о питч-шифтерах в педальном форм-факторе, в головах музыкантов сразу всплывает образ Digitech Whammy. Многие уверены, что именно компания Digitech является первопроходцем производства педалей с эффектом питч-шифта. Но это не так.

Первой педалью питч-шифта была Boss PS-2, выпущенная в 1987 году за 2 года до появления первой Whammy.

Важно заметить, что все вышеперечисленные приборы умеют обрабатывать сигнал лишь в монофоническом режиме и Boss PS-2 не исключение. Монофоническая схема позволяет нормально обрабатывать лишь отдельно поступающие ноты. Если начать играть аккорды, ритм или арпеджио, выходной сигнал начинает искажаться и выдавать артефакты в виде глитчей и рандомного дрожания, что даже нравится многим музыкантам.

Конкретно Boss PS-2 является поистине ценным экспонатом в коллекции её обладателей, ведь в ту далёкую эру компания Roland, выпускавшая педали под брендом Boss, только начинала экспериментировать с применением цифровых технологий в педалестроении, и эти эксперименты ей явно хорошо удались. За старыми цифровыми педалями Boss до сих пор охотятся музыканты и коллекционеры с разных концов света, но это лирическое отступление. Если говорить о самой педали, стоит отметить, что педаль совмещала в себе эффект дилея и питч-шифта.

Этот старый грузовичок может похвастаться обширным функционалом, на его борту присутствует 4 ручки: Balance, F. Back, Fine/Manual и Mode. С ручками баланс и фидбэк и так всё ясно, ручка Mode позволяет выбирать между 6 режимами работы (3 режима дилея и 3 режима питч-шифта), а ручка Fine/Manual в режиме дилея регулирует время задержки и высоту тона в режиме Manual Pitch Shift. Кстати, интересной особенностью этой педали является регулировка фидбэка в режимах питч-шифта, это позволяет извлекать из педали звуки вроде EarthQuaker Devices Rainbow Machine в режиме Magic и добиваться потрясающих осцилляций, которые при нужных настройках и достаточном уровне громкости могут заставить окружающих подумать, что началось вторжение инопланетян.

Boss PS-2

Вообще старые цифровые педали Boss вызывают неподдельный восторг, особенно при сравнении с новыми. К сожалению, их последним интересным питч-шифтером был Boss PS-3, вышедший в 1994 году, но речь сейчас пойдёт не о нём. Речь пойдёт о Digitech WH 1, которая перевернула представление о питч-шифтерах в 1989 году.

На этой педали нельзя было регулировать время задержки и фидбэк, у нее было нестандартное питание и лишь одна ручка выбора режимов, но там была вещь, без которой сейчас сложно представить питч-шифтер – педаль экспресии. Даже если в питч-шифтере не предусмотрено встроенной педали экспрессии, то под неё обязательно должен быть вход, либо это должен быть компромисс, как S-BEND на Boss PS-6, иначе производителя просто не поймут.

Конечно же на рынке педалей есть гармонайзеры и октаверы, которые вообще не предусматривают педали экспрессии, и они тоже считаются питч-шифтерами. Но с появлением Whammy питч-шифтер стал плотно ассоциироваться с динамическим изменением высоты тона, диапазон которого на ней составляет от -2 октавы до +2 октавы.

С тех пор питч-шифтер, гармонайзер и октавер стали отдельными девайсами и сейчас многие производители выпускают именно нишевые устройства — отдельно октавер, отдельно гармонайзер. Самыми яркими примерами такого подхода являются TC Electronic со своими Sub ’N’ Up и Quintessence Harmonizer. Morpheus со своими Bomber, DropTune и Capo. Mooer со своими Pitch Box и Tender Octaver.

Казалось бы, идея с педалью экспрессии лежала на поверхности, почему никто не реализовал это ещё в середине 70-х? Digitech, выпустив Whammy, можно сказать, подарили миру новый музыкальный инструмент. Именно эта педаль легла в основу множества культовых риффов и позволила творческим умам расширить горизонты возможностей звучания их инструментов до небывалых границ. Реализовав такую простую вещь, Digitech в те времена стали компанией, продукты которой плотно ассоциировались с экспериментальным и по-настоящему уникальным подходом.

Digitech WH 1

Сейчас 2017 год, а самый первый в мире цифровой питч-шифтер, выпущенный компанией Lexicon, увидел свет в 1972 году. Получается питч-шифт — это эффект с 45-летней историей развития, который проделал длинный путь от гигантских многокилограммовых рэковых приборов до компактных педалей, которые могут уместиться в кармане джинсов.

 

Видео с вышеперечисленными девайсами

Lexicon Varispeech Mode

 

Eventide H910

 

Boss PS-2

 

Digitech WH 1

Предыдущая запись

Bogner La Grange

Следующая запись

T-Rex Soulmate

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *