История

На заре туманной юности: как педали стали педалями

  • Подписка
  • Поделиться в Facebook
  • Поделиться в VK

Все, кто читает блоги на этом сайте, наверное, интересуются гитарными педалями. Но что это такое вообще — напольная гитарная педаль? Поговорим о форм-факторе.

Мы все привыкли к тому, что гитарная педаль, стомпбокс, «примочка» — это более или менее небольшая коробочка с интегрированным в нее футсвитчем для включения-выключения эффекта. Даже само название намекает на это: нечто, на что давят ногой. Дальше уже начинаются тонкости касательно типов байпасса и прочего, но суть выглядит незыблемой: гитарная педаль обязана иметь кнопку для включения ногой. Иначе это настольный юнит, рэковое устройство и все что угодно ещё.

Но если мы погрузимся в историю гитарных эффектов, то обнаружим, что далеко не всегда на рынке был единственным общепринятый в современном гитарном мире форм-фактор.

Итак, давайте погружаться.

Погружаться придется в буквальном смысле, ибо первый гитарный эффект для получения своего звука использовал жидкость. Тремоло от De Armond появилось минимум в 1946 году. Принцип действия кажется невероятно замороченным и напоминает современные концептуальные поделки от Zvex вроде Candela. Внутри коробки — мотор, который трясет банку с жидкостью. Жидкость колеблется и замыкает на землю сигнал гитары, что и управляло громкостью. Включается все это с тумблера, рукой.

Можно заняться классификаторством и определить De Armond в настольные эффекты (хотя ставили ее всё же или на пол, или на усилитель). Но пойдем дальше.

1960-е — время революции в гитарном звуке. И именно тогда создатели начали понимать, какими должны быть напольные эффекты, чтобы было удобно гитаристам. И привычные нам стомпбоксы с кнопкой появились тоже тогда — например, первый «фабричный» фузз Maestro Fuzz-Tone:

Однако, многие эпохальные гитарные педали покажутся современным гитаристам крайне неэргономичными. К примеру, такая классика, как Uni-Fuzz и Uni-Vibe, вышедшие в конце 60-х годов. Эти два легендарных стомпбокса, по сути, представляют разобранный и переведенный в напольный формат большой и тяжелый блок эффектов Honey Psychedelic Machine. Но мы не видим привычных ножных переключателей: включение Uni-Fuzz возможно или тумблером, или с помощью внешнего футсвитча. А Uni-Vibe в ее первозданном обличии от Shin-Ei может управляться педалью, но включается с тумблера.

Uni-Fuzz можно услышать в творчестве The Who:

В семидесятых метания производителей продолжились. Почему-то самые известные бескнопочные напольные эффекты той поры — это фейзеры, в первую очередь Maestro Phase Shifter и Mu-Tron Bi-Phase. А вообще в каталогах Maestro 1972 года можно рядом видеть как и такой олдскульный подход, так и вполне современно выглядящие педали.

Еще немного забавных педалей из прошлого: линейка от S. Hawk — фузз, эквалайзер и экспандер, начало 1970-х годов:

Повальное увлечение перегрузами и появление их новых семейств привело к развитию отдельной ветки педалей — перегрузов, которые, по сути, и не надо выключать. Некоторое их количество (с совсем миниатюрным ползунком включения) было в ассортименте легендарной конторы Electro-Harmonix:

 

Такой форм-фактор, похоже, ведет свою линию от эффектов, подключаемых без провода прямо к выходу гитары, вроде Olson Frizzy Fuzz или же целого ряда перегрузов от самих EHX:

В середине 70-х стали выходить абсолютно адекватные современности педали от Maxon, 1978-й год — это уже DS-1 от Boss в привычном нам дизайне. В общем, время странных педалей без обычной кнопки вроде бы уходило навсегда. Но они неожиданно нашли свою невеликую нишу. Always-on-stompboxes. Педали, которым полагается быть постоянно включенными. На эту роль больше других подходят, пожалуй, эквалайзеры. Представление о педальном эквалайзере как о необходимом элементе цепи вообще характерно для определенной категории гитаристов, так почему бы не сделать его неотключаемым? Например, подобные педали можно видеть в каталоге Dod 80-х годов. Или в каталоге Ross начала 90-х.

Есть такие педали и сейчас. Буферы и дибоксы, например — есть ли вообще смысл делать их отключаемыми? Или напольные преампы без байпасса, «для чистого звука»? Или спикерсимуляторы? А кто-то предлагает к режиму always-on и перегрузы. Вот, например, лоугейновый овер от модных Fairfield Model-B, выполненный нарочито простом дизайне. В общем, до сих пор самое примитивное решение порой оказывается и самым удобным. 

Предыдущая запись

6 лучших серий "Металлопокалипсиса"

Следующая запись

Шесть пунктов о том, как заниматься гитаристу: самому или с преподавателем?

1 Комментарий

  1. Генн
    27.10.2017 по 11:26 дп — Ответить

    Хорошая статья.
    Свою первую педаль я купил в далеком 1984 году. Это был фузз, сделанный мастером цеха кунцевского радиозавода . Он выносил оттуда детали, и дома, в свободное от работы время, собирал и продавал. У нее был металлический корпус, две крутилки и тумблер в качестве свитча. Стоила такая педалька 6 рублей, и по тем временам, для школьника деньги были немаленькие. Жаль не сохранилась.
    А потом был легендарный ЛЕЛЬ ДД. (Драйв Дисторшн). Но это уже другая история.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *