История

Преданья старины глубокой: эволюция эффектов модуляции

  • Подписка
  • Поделиться в Facebook
  • Поделиться в VK

Мы все привыкли к эффектам модуляции. Хорусы, фейзеры, флэнджеры, тремоло — кажется, они были всегда. Тем интереснее посмотреть на становление этого направления гитарной электроники.

Возможность делать какие-либо модуляционные фишки была у гитаристов, по сути, всегда — даже до изобретения электрогитары как таковой.

Во-первых, никто не отменял всевозможных вибрато-машинок, изменяющих строй гитары. Во-вторых, игр с микрофонами во время записи или даже с самим винилом. Да чего говорить, куча старых хитов хорусят и фейзерят просто из-за низкого качества записи и особенностей носителей.

Но мы все же о другом — об электрических приборах, которые разработаны специально для внесения модуляционных искажений в гитарный звук.

Для многих модуляции начались с колонки Лесли, которая была запущена в серию в начале 1940-х годов. Там было применено довольно остроумное решение с вращающимся динамиком. Проблемой была громоздкость. Поэтому, конечно, электронщики начали двигаться по пути миниатюризации.

Показательно, что первый «настоящий» гитарный эффект — это именно модуляционный юнит. Точнее, тремоло от De Armond. До этого прототипы этой коробочки (точнее, ящичка) встраивались в первые электропианино, но в конце 40-х наконец-то вышел юнит, предназначенный для гитаристов.

Крайне интересен принцип действия: внутри прибора есть резервуар с жидкостью, которая раскручивается и замыкает-размыкает контакты. Получается эффект быстро поворачиваемой туда-сюда ручки громкости на гитаре.

Услышать это тремоло можно, например, тут:

Примерно в то же время начались эксперименты по встраиванию тремоло в гитарные усилители. Здесь даже развернулся мини-поединок между Gibson, свежеобразованной Danelectro и компанией Multivox.

Danelectro запатентовали гитарное тремоло-вибрато раньше, но первыми на рынок с усилителем, оснащенным эффектом, вышли Multivox. А Fender, которые сейчас более других ассоциируются с тремоло, встроенными в усилитель, начали играть в эти игры только к концу 50-х.

Показательно, что долгое время единства в терминологии не было: один и тот же эффект мог называться как «вибрато», так и «тремоло».

Следующий всплеск модуляционных эффектов пришелся на середину-конец 60-х, на времена психоделической революции, когда гитаристы бросились искать новые, не виданные ранее звуковые текстуры.

Забавно, что при всей своей прогрессивности и футуристичности, в плане музыки эти музыканты все же часто оглядывались назад. Так, многим хотелось получить звук леслиспикера, но в компактной оболочке.

С другой стороны, активно развивалась звукозапись, и звукорежиссеры вот уже много лет (с середины 50-х как минимум) активно и осмысленно применяли «пленочные» фишки, с помощью которых отлично получались и модуляционные эффекты:

Все это во многом и вызвало появление гитарных фейзеров, хорусов и прочей братии.

Одним из первых таких эффектов стал вайб от Shin-Ei — Psychedelic Machine. Он был не педалью как таковой, а настольным юнитом и сочетал в себе фузз (ставший впоследствии Univox Superfuzz) и, собственно, вайб — то, что стало Uni-vibe.

Этот самый Univibe с мелкими отличиями в итоге в конце 60-х — начале 70-х успели повыпускать под кучей разных названий и торговых марок: Shin-Ei Vibra Chorus, Univox Uni-Vibe, Companion SVC-1 Vibra Chorus, JAZ Vibra-Chorus и так далее, точно больше десятка наименований.

Вот, например, еще одна вариация на тему:

Вообще, начало 70-х стало настоящей кладезью странных приборов и необычных решений. Вот, к примеру, еще пара легенд — Musitronics Mu-Tron Bi-Phase, здоровенная фиговина, сочетающая сразу два фейзера:

А также их же фейзер Phasor 2, созданный не без участия Боба Муга. Да и вообще, приборы Mu-Tron, созданные Musitronics Corporation – крайне интересные и прогрессивные по тем временам девайсы. Там были и октавер, и фленджер, и энвелоп-фильтры — дорогие, как правило, громоздкие и футуристичные. Уже к концу 70-х компания разорилась, точнее, была продана синтезаторной конторе ARP. Но это уже совсем другая история.

В 70-е же активно стали появляться и устройства, патетично называемые гитарными синтезаторами: по сути, мультиэффекты, в том числе и с модуляционными функциями. Например, гроб под названием Ludwig Phase II Synthesizer:

Впрочем, 70-е — это не только большие необычные штуки, но и (наконец-то!) массовое появление эффектов в привычном нам педальном формате. Первая половина 70-х — это рождение сразу двух легендарных фейзеров, выпускаемых до сих пор: MXR Phase 90 и Electro-Harmonix Small Stone.

По сути, дизайн этих педалей не менялся с тех самых пор! Можно спорить о звуке старых педалей и переизданий, но форм-фактор выглядит актуально и сейчас. 

Эффекты хоруса обрели педальное воплощение тоже в 70-е. Хорус тогда уже вовсе не был редким эффектом: он встраивался во многие классические стринг-синтезаторы вроде ARP Solina. А в 1975 году Roland выпускают на рынок свой легендарный усилитель Jazz Chorus, а затем — еще и начинают производить хорус из него отдельно, в виде педали Boss Chorus Ensemble.

До сих пор это один из самых культовых звуков хоруса, что есть в мире. От таких корпусов, кстати, в компании откажутся довольно быстро, перейдя на знакомые нам (и для многих до сих пор эталонные по эргономике корпуса современных «Боссов»). 

Наконец, в 1976 году появился фленджер Electric Mistress от уже упомянутых Electro-Harmonix, а в 1978 — фленджер Boss BF-1. На этом начальную стадию становления модуляционных гитарных эффектов можно считать законченной. Началось развитие вширь и вглубь.

___

Специально для Pedalzoo.ru

Предыдущая запись

Крутые обложки — то, ради чего мы начали слушать металл!

Следующая запись

Жизнь после смерти: педали, незаметно ставшие классикой

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *