ИсторияОбзор педалей

Жизнь после смерти: педали, незаметно ставшие классикой

  • Подписка
  • Поделиться в Facebook
  • Поделиться в VK

Гитарные педали, ставшие культом — далеко не редкость. Многие эффекты прославились еще в самом начале своего пути. В основном первопроходцы или педали, которые сделали тот или иной эффект доступным более или менее широким массам.

Например — аналоговые дилеи конца 70-х — начала 80-х, EHX Memory Man и Boss DM-2. Или первый популярный фейзер — MXR 90. Или первый ставший массовым осциллофузз — Zvex Fuzz Factory. Список можно продолжать и продолжать.

Однако сегодня мы посмотрим не на эти педали, а на их в чем-то менее удачливых коллег, которые во времена своего производства до уровня культовых не дотянули, были сняты с конвейера, но сейчас наконец-то получили заслуженное признание.

Разумеется, здесь список тоже может быть почти бесконечным. Поэтому мы загнали себя в рамки девяностых-двухтысячных годов. Кроме того, мы выбрали педали, которые существенно прибавили в стоимости, а не занимают сейчас нишу клёвых, но дешевых стомпбоксов (как, например, дилей Ibanez DE-7). Ну и, как водится, список сугубо субъективный.

Danelectro Back Talk Delay

Чуть ли не единственный пример реверс-дилея не в комбайне, а отдельным эффектом. Back Talk начали производить в самом начале двухтысячных годов. Эффект редкий и не очень-то востребованный, поэтому выпуск был прекращен довольно быстро.

Сейчас Back Talk популярен у всевозможных неопсиходельщиков (не в последнюю очередь из-за того, что стоит в борде гитариста группы Black Angels). А средняя цена на него на reverb.com — около 250-300$, хотя можно найти и «минтовые» образчики, подбирающиеся к 500$! Неплохо для one-trick-pony, да?

Boss FRV-1

Про эту педаль обычно можно слышать скорее негативные отзывы. Это эмулятор реверб-юнита Fender`63 со всеми его drips, splash и прочими атрибутами пружинных ревербераторов. Претензии, в принципе, понятны: педаль очень сильно красит звук, имеет куда больший, чем в реальных юнитах, металлический оттенок и не особенно-то динамична.

Вместе с тем (по крайней мере, до выхода прошивки Outboard Spring для Source Audio Ventris) это на самом деле самая подробная эмуляция Fender`63. В итоге стомпбокс, который не слишком-то ценился «при жизни», сейчас стоит 200-250$ на американском рынке б/у. Как новая Catalinbread Topanga, по сути. И в миксе при грамотном использовании до сих пор звучит вполне хорошо:

Zoom Ultrafuzz UF-01

Педаль из совершенно непонятой и неоцененной в свое время линейки перегрузов Zoom. Тогда, в конце 90-х фирма Zoom у большинства гитаристов все же ассоциировалась с процессорами начального уровня, а не с серьезными приборами.

Ultrafuzz часто называют клоном Fuzz Factory, но это совершенно не так: UF-01 самостоятельный осциллофузз с уникальными фишками. Например, гибким управлением осцилляциями с помощью ручки громкости на гитаре: можно играть без заводок и получать их, слегка откатывая назад громкость.

Такого — несмотря на обилие осциллофуззов на рынке — не может предложить почти никто и сейчас. Да и в целом это один из самых управляемых и дружелюбных (к гитарам, к усилению, к гитаристам, в конце концов) фуззов в мире. В итоге дешевая (в российских магазинах начала 2000-х она стоила три с небольшим тысячи рублей) педалька стала редким и дорогим девайсом: на ebay цена на нее начинается от 200$ и может превышать 500$!

DOD Gonkulator Modulator FX13

Ринг-модуляция — эффект специфический, «с характером». Педаль DOD FX13 появилась в 1996 году на волне популярности альтернативного рока, и не последнюю роль в ее рождении сыграл альбом Washing Machine группы Sonic Youth, где ринг-модуляция на некоторых треках применялась весьма активно. Но музыкальная конъюнктура поменялась, и довольно быстро такие экспериментальные педали стали не востребованы.

Сейчас же, когда интерес к безумным бутиковым эффектам на пике, Digitech даже решились на переиздание FX13. Впрочем, цены на некогда недорогую педаль из 90-х раза в два выше, чем на современную версию «Гонкулятора».

Bixonic Expandora

Наверное, самая спорная педаль в нашем обзоре. В конце концов, она в свое время была почти что культовой — на «Экспандоре» играли ZZ Top, а чуть позже — на переиздании начала 2000-х — Том Йорк.

Однако все же периоды выпуска этой педали были самым зарождением бутикового педалестроения, поэтому тогда она не заслужила той славы, которой заслуживала. А это очень интересный перегруз с кучей вариантов звучания — начиная от клинбуста и заканчивая ядреным гейтированным фуззом (впрочем, лучше всего «Экспандоре» удаются крысоподобные мидгейновые звуки).

В итоге стоимость девайса, несмотря на не очень большую распространенность, на вторичном рынке только растет. А не так давно свою версию педали выпустили известные собиратели старых схем – JHS.

Предыдущая запись

Преданья старины глубокой: эволюция эффектов модуляции

Следующая запись

Вкратце всё, что ты хотел знать о рок-операх

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *