История

А что там было до рок-н-ролла?

  • Подписка
  • Поделиться в Facebook
  • Поделиться в VK

Сферический человек в вакууме представляет себе, что до рок-н-ролла вроде как был блюз, джаз, кантри и что-то вроде библейских ораторий. Но что из этого помогло появиться рок-н-роллу на свет, а главное — как — загадка для крепких духом меломанов.

Кантри

То, что рок-н-ролл практически полностью выстроен на блюзовой основе, и куча рок-н-ролльных шлягеров пропеты поверх стандартного блюзового квадрата — ни для кого не секрет. Публика более продвинутая в курсе, что существовала еще кантри-фолковая форма рок-н-ролла, более известная как рокабилли. Смотри сам на такую важную штуку: самый первый хит Чака Берри «Maybellene» — это ведь кантри в рок-н-ролльной шкуре.

Но у нас есть и более важный феномен для рассмотрения. Патриарха кантри-музыки Хэнка Уильямса постигла скоропостижная кончина от алкоголя и таблеток в 29-летнем возрасте еще до того, как рок-н-ролл стал рок-н-роллом. Однако давай послушаем его самый первый из классических хитов от 1947 года «Move It On Over» и задумаемся, что нам это напоминает.

Рокабилли практически сразу оказалось в арсенале не только Элвиса Пресли, Эдди Кокрана и Карла Перкинса. Ранние записи Джонни Кэша тоже очень и очень рок-н-ролльны по сути своей. Поэтому с отслеживанием влиянием музыки кантри на рок-н-ролл нет никаких особых сложностей: кантри было нужно рок-н-роллу в полном объеме. А во второй половине шестидесятых с появлением кантри-роковых пластинок таких групп как The Byrds, Grateful Dead и Beau Brummels оно прочно вошло в рок-лексикон.

Блюз

С блюзом все намного сложнее. Как и с джазом и фолком. Какие-то точки отсчета можно выбирать для себя индивидуально (уж больно много самых разнообразных артистов и почти каждый кажется важным). Но лично я бы в качестве самой простой и показательной точки входа рекомендовал работы Ледбелли. Иногда его имя пишут как Leadbelly, иногда как Lead Belly.

Это чернокожий автор и исполнитель 1888 года рождения, который стал зарабатывать очки славы необычным образом — отбывая каторгу за убийство. Где он и распевал песни так хорошо, что даже разжалобил губернатора, который даровал ему помилование.

Мы не будем долго и нудно пересказывать биографию Ледбелли — с этим отлично справится обычная википедия. Нам Ледбелли интересен во-первых тем, что именно он написал или адаптировал громадное количество песен, которые все мы слушаем по сей день в том числе и с рок-сцены. Во-вторых, Ледбелли поражает своим потрясающим разнообразием. Он с равным успехом без малейших усилий мог переключаться с блюза на кантри, с эстрады на фолк. Скорее всего Ледбелли был самым разноплановым музыкантом мира вплоть до появления The Beatles. Практически все, что он успел записать за свою жизнь, критически важно для формирования рока и всего сопредельного.

Но мы обещали рассказать о прото-рокерском блюзе, а тут одним Ледбелли не обойдешься.

Как известно, существует этакий негласный пул культовых блюзменов, которых обожали все те музыканты, которые создали для нас современный рок. Список их велик, но чтобы не перегружать информацией мы остановимся на трех первостатейных патриархах.

Первым будет, конечно же, продавший душу дьяволу Роберт Джонсон (1911-1938) титан дельта-блюза и образец для подражания всех от Боба Дилана до Эрика Клэптона. Впрочем, слушая записи Джонсона всё равно остается ощущение, что от его музыки до рока еще предстояло пройти большой извилистый путь.

Пройти нам его помогут другие два блюзмена. Пионер чикагского блюза Мадди Уотерс, чье имя стало на слуху уже в послевоенные годы, и который подарил нам такие стандарты, как «Hoochie Coochie Man» и «I Just Want to Make Love to You». Причем некоторые из них он записывал со своим соратником Вилли Диксоном, тоже фигурой архиважной.

Рядом с ним творил еще один блюзмен, без которого, возможно, мы бы не получили тот рок-н-ролл, который привыкли слушать и любить. Хаулин Вулф (Воющий волк). Почему воющий, и почему волк — нетрудно будет понять, послушав хотя бы несколько его канонических треков. Это совсем не скучно, можешь поверить!

Джаз

На стыке джаза и блюза в сороковых годах на свет выползло еще одно, впоследствии заброшенное, но ключевое для становления рок-н-ролла явление — jump blues. То был скоростной, энергичный, одним словом скачущий блюз, исполнялся он в большинстве своем в формате биг-бэнда, потому звучал скорее как джаз, нежели как какой-нибудь болотный блюз с новоорлеанских обочин.

Артистов там было великое множество, слушать их всех особого смысла не имеет, но для старта я бы рекомендовал изучить творения Вайнони Харриса и Луи Джордана. Знаменитый Луи Прима, кстати, тоже отметился в этом жанре сполна. С джамперами наиболее отчетливо проявляется та самая идея, которая десяток лет спустя приведет Америку к изобретению рок-н-ролла. Причем в самых забористых его формах — юный Литтл Ричард явно не одни сутки промедитировал под воздействием джамп-блюза.

Эстрада

Понятно дело, что американская эстрада довоенного и послевоенного периодов более всего в основе своей строилась на джазовых фишках, потому довольно сложно говорить о том, что она имела какую-то самостоятельную ценность для зарождения рок-н-ролла. Уж точно не больше, чем «солидный» джаз. И все же мы отметим несколько прелюбопытных моментов, может даже курьезных.

Например, в 1934 девичий бэнд Boswell Sisters (кажется, половина девчуковых групп того времени звались в честь каких-нибудь сестренок) записал для одного из кинофильмов песню под названием… «Rock and Roll»!

В 1939 чернокожий господин по имени Биг Джо Тернер отметился другим знаковым синглом «Roll ‘Em Pete». Ну и никогда не забывай о том, что первопроходец электрогитарного мастерства Лес Пол тоже был эстрадником (в самом хорошем смысле слова).

В итоге сказанное доказывает нам то, что рок-н-ролл не являлся каким-то метеором из космоса, он зарождался и формировался очень органично в американской культуре. Что ему действительно дало финальный толчок — так это появление в продаже первых серийных электрогитар, поначалу это был Fender Telecaster 1950 года. Наверное, никогда больше в истории музыки появление нового инструмента так радикально не меняло весь музыкальный ландшафт планеты.

___

Специально для Pedalzoo.ru

Предыдущая запись

Ретромания и разрисованные педали Black Mountain

Следующая запись

Пять эффектов, которые вам не захочется выключать

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *