История

Краткий ликбез по «усилителям-в-коробке»

«Хочу звук как в JCM900», «хочу звук как в ректифаере» — таких тем до сих пор очень много на гитарных форумах и в пабликах. Немудрено, что спрос рождает предложение.

Как бы то ни было, становление гитарного звука пошло по пути развития гитарных усилителей, и именно ламповый подгруз или перегруз, пропущенный через динамики с определенной частотной характеристикой стал стандартом всей популярной гитарной музыки. Можно, конечно, пофантазировать о том, что было бы, если бы развитие ушло в другую сторону (в конце концов, «в линию» в 60-70-е писались весьма активно), но имеем то, что имеем. Ухо музыканта и слушателя привыкло именно к звуку гитарных усилителей.

Как следствие — постулат, что педаль перегруза должна давать что-то, похожее на звук этих самых гитарных усилителей.

Класс педалей, которые обычно называют Amp in a box крайне популярное решение. В самом деле: коробочка, которая дает звук комбика или головы с кабинетом, почти не занимает места и почти ничего не весит. Это же универсально и круто.

Но не все так просто, разумеется.

Есть несколько подходов к созданию усилителей-в-коробке. Первый — просто пытаться создать нечто, по тембру, зерну и динамике похожее на звук усилителя, не опираясь на реальную схему воспроизводимого образца. Педали фуззов — при том, что они в итоге создали собственную ветвь развития гитарного звука — создавались именно из этих соображений. И использовались, по сути, тоже — чтобы получать перегруз, более-менее похожий на перегруз усилителя, но на любой громкости.

По этому пути до сих пор идет большая часть производителей.

Напомним, одним из первых популярных модерновых перегрузов был Boss DS-1, который вышел еще в конце 70-х, и от этой схемы отпочковались многие педали с закосом под звук усилителей Marshall (то есть педальки с абстрактно-роковым звучанием, ориентированным на классику ампостроения). Заметим, в отличие от производителей многих современных вариаций на тему DS-1, Boss в своих рекламных проспектах про «маршаллы» не говорили ничего.

Хотя уже тогда был понятен маркетинговый потенциал слов «ламповый усилитель», и педалестроители не стеснялись уподоблять звучание своих девайсов звуку реальных усилков. А первыми «официальными маршаллоидами» стали, похоже, педали от самих Marshall — хотя по схемам это «обычные» перегрузы на операционных усилителях.

И не обязательно Marshall: можно найти и «фендероиды» (например, Boss BD-2 из середины 90-х), и «воксоиды», и «месы-в-коробке», и более экзотичные вариации на тему звука Supro или Hiwatt.

Обычно это довольно простые перегрузы на ОУ, но можно найти и более любопытные примеры. Так, «фендероид» Les Lius от Lovepedalэто вообще овердрайв на одном транзисторе. Впрочем, в какой-то степени — например, в эквализации — они могут наследовать реальным усилителям (как те же педали от Marshall или — внезапно — Boss HM-2).

Попытка революции — если не в схемотехнике, то в маркетинге — была проведена в 1989 году компанией Tech21. Это, по сути, тоже обычные перегрузы на операционных усилителях, но со спикерсимуляцией и (что, наверное, главное в успехе проекта Sansamp) четко проанонсированными прототипами. Тут, дескать, мы имеем твидовый Fender, тут Marshall (британский саунд), а тут — вот прямо настоящую «калифорнийскую» Mesa Boogie. И не имеет особого значения — похож ли реально режим California на «месу», а British – на «маршалл».

Потомок DS-1 Mi Audio Crunch box (и его клон JHS Angry Charlie), «официальные» педали Marshall и их клоны (например, JHS Morning Glory), популярнейший OCD и вариации на его тему, EQD Acapulco Gold — все это примеры перегрузов, стремящихся быть похожими на усилители хотя бы на уровне рекламы.

Второй подход стал популярным буквально в последний десяток лет. Он основан на воспроизведении реальных «ламповых» схем на других компонентах, чаще всего на полевых транзисторах. Такие решения ограниченно применялись уже давно (в основном, в транзисторных усилителях), но вторую жизнь получили уже в 2000-х, не в последнюю очередь благодаря форумам DIY-разработчиков (крайне популярным стал проект BSIAB).

Последовательно воплощают в жизнь эти принципы, например, Catalinbread, один за другим копируя усилители — от разных Fender и до Hiwatt. Еще один пример, который у всех на слуху — преампы от отечественных AMT.  Или вот совсем небанальное решение — 385 от Walrus, где воспроизведена схема (и, как заявляется, звук) лампового усилителя, но совсем не гитарного, а проекционного.

Какой метод лучше? Так сразу и не скажешь. И классические «маршаллоиды» на ОУ и тщательно воспроизведенные схемы реальных усилителей на «полевиках» могут звучать как прекрасно, так и плохо. Важно понимать: лучше делать скидку на маркетинг. В конце концов, какая разница — звучит ли педаль в точности как JCM800 (и, тем более, заявляет ли об этом производитель) или нет, если вам нравится ее саунд? 

___

Специально для Pedalzoo.ru

Предыдущая запись

Eric Gales: гастрольный педалборд и усилитель

Следующая запись

Педалборд Jack Bottomley из группы Marmozets

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *