Альбомы

Такой задорный пост-метал: самые важные альбомы

Обложка статьи — изображение авторства пользователя grimoverlord10 с форума Reddit.

Сегодня мы углубимся в недалёкое прошлое и вспомним жанр, который был действительно популярен какие-то несколько лет во второй половине ‘нулевых’. Хочется сразу сказать, что привязываться к тегам довольно бессмысленно. На заре нового XXI века, например, при упоминании самого слова “пост-метал” в разговоре можно было увидеть только недоумение в глазах собеседника. Даже сегодня на крупнейшем агрегаторе мнений Rate Your Music упорно форсируется название atmospheric sludge metal, но нам как-то всё равно, как лодку называть – она уже доказала, что плывёт. Пост-метал – он какой?

На рубеже веков тяжёлая музыка пережила значительные преобразования. Из всех динамиков доносился уже надоевший (за десятилетие-то) и стремительно теряющий популярность ню-метал. Куда двигаться дальше? Некоторые коллективы (Meshuggah, The Dillinger Escape Plan, Botch и иже с ними) сделали ставку на математическую агрессию и прогрессивный подход к композиции. Кому теперь нужны куплеты и припевы? Математика стала массовой, сложные синкопированные ритмы выгодно смотрелись на фоне однообразного ню-метального грува. Но об этом – в другой раз. Сейчас мы поговорим о тех, кто пошел по другому пути, кто попробовал привнести в тяжелую музыку значительную долю абстрактности, сделать свои песни более медленными, затягивающими, гипнотизирующими. Очистить метал от наросших стереотипов, начать с чистого листа, не ограничивать себя привычными для жанра композиционными приёмами, позаимствовав многое из классической музыки, а также растущих рядом пост-рока и электроники. Сложно сказать, кто был первым, но также сложно не согласиться с тем, что вышедший в 1996 году альбом группы Neurosis, Through Silver In Blood, практически идеально инкапсулирует суть жанра. Вдохновившись звучанием отцов Black Sabbath и старших братьев Swans, эти граждане по-царски подготовили нас к апокалипсису. С этой-то записи мы и начнём повествование.

Но сначала мы на секунду остановимся и поговорим о концепции, причине существования этого материала. Зачем сегодня говорить об этом? Во-первых, получится источник информации на русском языке, с помощью которого любой желающий сможет начать знакомство с жанром. Во-вторых, интересно попробовать собрать в одном месте информацию об оборудовании, которое использовали музыканты – вдруг кто-нибудь из читателей блога решит высекать. В-третьих, сейчас слишком подходящее время года. Зима, знаете ли. Слушать пост-метал зимой – самое то.

Конечно, не получится вспомнить и рассказать про всё – здесь не энциклопедия. Но в качестве стартовой площадки для заинтересованного пользователя материал должен подойти.

Мы расскажем о некотором количестве знаковых записей, по возможности кратко. В первую очередь здесь будут описаны те альбомы, которые собственно и сформировали жанр. Нерушимые и неприкосновенные. Но найдётся что-то интересное и для тех читателей, которые уже тысячу раз слышали все эти Panopticon’ы и Through Silver In Blood’ы – в отдельном разделе попробую вспомнить интересные релизы, которые почему-то не получили заслуженного внимания аудитории (зря). При возможности добавлю информацию об инструментах, усилителях и гитарных эффектах, использовавшихся музыкантами. Начнём с классических записей.

NEUROSIS – THROUGH SILVER IN BLOOD

слушать на YouTube

На момент выхода записи Through Silver in Blood группа Neurosis совсем не была молодой. Больше 10 лет эти суровые товарищи показывали миру, где раки зимуют. На своей дебютной пластинке Pain of Mind они делали агрессивный хардкор-панк, но этого было мало. Изменения в составе и непрекращающаяся эволюция взглядов привели к изменениям в звучании, и уже третий альбом Souls At Zero и последовавший за ним Enemy of The Sun можно смело назвать одними из самых ранних записей в жанре пост-метал. И многие наверняка недовольны, что здесь я пишу именно о Through Silver In Blood – строго говоря, он далеко не первый. Но в 1996 году звёзды позволили группе создать один из самых костедробильных и в то же время атмосферных метал-альбомов человечества. Сгустки ярости вроде песни Eye умело перемешаны с пространными, спокойными и от этого много более гнетущими композициями. Например, первые семь минут песни Strength of Fates практически избавлены от гитарного перегруза, но эти семь минут являются чуть ли не самыми эмоционально истощающими на всём альбоме. Этот сплав разрушения и спокойствия станет одной из характерных черт зарождающегося жанра.

Но контрасты – не единственное достоинство Through Silver In Blood. Neurosis известны своей тягой к экспериментам, поэтому на альбоме можно найти и партии смычковых струнных инструментов, и задумчивые акустические фолк-проигрыши, и эмбиентные/индустриальные сэмплы, голоса, размышляющие на тему того, что there is no light without darkness. В завершающей песне Enclosure In Flame напряжение достигает апогея, когда группа показывает, насколько тяжело она может звучать…без ударных. Когда ударные всё-таки вступают, песня превращается в забористый практически-funeral-doom и ведёт нас к неизбежному эпичному финалу.

Состав группы, кстати, не менялся с 1996 года по сегодняшний день. Удивительно, что при всей своей тяжелоподъёмности Neurosis является настолько идеальным двигателем. Они штампуют отличные записи без конца, так что всем впечатлившимся советую ознакомиться с дискографией со времен The Word as Law до сегодняшних дней.

Оборудование (трудно найти оборудование, на котором записан альбом, поэтому вот оборудование сегодняшних Neurosis):

Steve Von Till, гитарист:

Сборные гитары Warmoth, раньше были в форме Stratocaster, сегодня видим Telecaster и Jazzmaster/Jazzcaster. Строй – DADGAD. Стив говорит, что любит толстенные грифы, синглы Bartolini в неке и P90 в бридже (хотя во времена записи этого альбома в бридже наверняка был хамбакер, P90 – недавнее нововведение). Каждый звукосниматель имеет отдельный выход на гитаре – никакой вам регулировки баланса датчиков. Из гитары провода ведут в огромный свитч, который всё коммутирует. Усилители – Fender ’65 Twin Reissue, Mesa Boogie Mark IV. Педали – ProCo RAT, MXR Distortion+, Fulltone OCD, Fridgebuzzz Land Of The Rising Fuzz, EHX Bass Microsynth, Chicago Iron Parachute Wah, DryBell Vibe Machine, MXR Carbon Copy, Mu-Tron Phasor II, Retro-Sonic Chorus.

Scott Kelly, гитарист/вокалист:

Гитара Gibson Les Paul Studio, усилитель Marshall JCM800, строй – Drop D или AADGBE. Педали: MXR Flanger, MXR Blue Box, MXR EVH Phaser.

Dave Edwardson, бас-гитарист:

Бас-гитара Ibanez Roadstar II, усилители Ampeg SVT с кабинетами 8×10. Педали: Boss CE-2, Ibanez TS9DX, Fuzzrocious Gray Stache, Fuzzrocious Rat Tail, Boss DD-6, Ibanez AD-9 (возможно, с модом от Keeley), Keeley Compressor.

Источники:

http://www.musicradar.com/news/guitars/steve-von-till-talks-30-years-of-neurosis-and-reveals-his-infamous-chain-of-death-guitar-rig-642267

https://www.guitarplayer.com/players/neurosis

https://www.talkbass.com/threads/dave-edwardson-of-neurosis.329131/page-2

ISIS – PANOPTICON

слушать на YouTube

Наверное, только Panopticon не отстаёт от Through Silver In Blood в смысле знаковости для публики. Именно этот альбом возникнет в голове большинства людей при упоминании жанра. Да, скорее он, чем Through Silver In Blood. Дело в том, что Panopticon гораздо более дружелюбен к слушателю. Он не бросает нас в бассейн кипящей лавы с плавящимися скелетами. Он не кажется дневником путешественника во времени, побывавшего на Земле в день её уничтожения. Этот альбом определённо сделан группой людей, живых, настоящих, живущих на той же планете в наше с вами настоящее время. Он просто последовательно показывает нам тот мир, который мы населяем, хоть и с довольно странной стороны.

Panopticon назван в честь концепции пенитенциарных учреждений, разработанной английским философом Джереми Бентамом. Паноптикон – это тюрьма, основанная на двух фундаментальных принципах:

  • Один караульный из своей будки может наблюдать за любым из заключённых.
  • Заключенный ни в один момент времени не может знать, находится ли он под наблюдением, что заставляет всех заключённых постоянно подозревать, что за ними наблюдают.

Джереми занимался не только философской стороной вопроса, он плотно работал над чертежами подобной тюрьмы, обдумывал практические проблемы (в основном связанные с реализацией второго принципа). И он был недоволен, что ни одна тюрьма не была построена по его чертежам – заговор правящих кругов! (Хотя есть примеры чего-то похожего). Сама философская концепция Паноптикона много лет занимала мыслителей, а после повсеместного введения в эксплуатацию камер наблюдения идея получила второе рождение, и каждый из жителей планеты смог ощутить, каково это – жить внутри Паноптикона.

Но мы отвлеклись. В своей лирике (которую, кстати, и носители языка не всегда могут разобрать без гугления) группа никогда не бросается откровенно политизированными высказываниями – это вам не Rage Against The Machine, да и в таком музыкальном контексте это было бы смешно. Аарон Тёрнер вообще немногословен, поэтому в его остервенелом зверином крике мы слышим лишь полунамёки, которые, тем не менее, вкупе с вышеописанной концепцией сильно обогащают эффект от прослушивания.

Инструментально Panopticon сочетает в себе традиционную для жанра гитарную тяжесть с откровенно пост-роковыми приёмами. Здесь есть ставшие привычными тонущие в реверберации гитары (уж спасибо, Кевин Шилдс), но в контексте альбома даже сейчас они не выглядят банально. В ярком, пробивном звучании бас-гитары слышно влияние Джастина Ченселлора из группы Tool – да что уж там, сам Джастин записал некоторые партии для инструментальной композиции Altered Course. На альбоме обильно используется чистый вокал – и не зря, ведь Аарон Тёрнер обладает очень узнаваемым тембром голоса. Именно поэтому песню In Fiction никогда ни с чем не спутаешь, услышав один-единственный раз. Но для получения представления об альбоме я бы рекомендовал послушать Wills Dissolve. Она начинается с расслабленного гитарного арпеджио, неторопливо развивающегося на фоне занимающих задний план пэдов. Абсолютный штиль. Динамика начинает нарастать с появлением ударных, затем мы слышим феноменальный гитарный перегруз (перегруженный звук гитар на Panopticon – объект поклонения). Ветер усиливается. На отметке ровно в 4 минуты вступает чистый вокал, который на мгновения приносит каплю умиротворения. Но это – глаз бури, шторм никуда не ушёл, он под сопровождение воплей Аарона унесёт нас в небытие и там накроет бетонной плитой. Доброй ночи. P.S. Камеры, везде камеры.

Оборудование:

Aaron Turner, гитарист:

Гитара в 2004 году – скорее всего Fender Telecaster Deluxe/Custom. НЕКОВЫЙ ЗВУКОСНИМАТЕЛЬ, ХА-ХА. Бридж не нужен. В настоящее время – гитары из алюминия Electric Guitar Company. Строй – скорее всего, B-F#-B-E-G#-B или F#-F#-B-E-G#-B. Усилитель VHT/Fryette Pitbull Ultralead, начиная с альбома In the Absence of Truth (или несколько раньше). Был ли использован Ultralead для записи Panopticon? Загадка. До этого Аарон пользовался Sunn Model T. Педали: Line 6 DL-4, Boss RV-3 (“Нам нужен ревербератор, потому что мы играем грязно”), Moog Ring Mod, Boss PH-3, Boss DD-7. Использует Ebow. В новом проекте Sumac место ревербератора занял Strymon Blue Sky.

Michael Gallagher, гитарист:

Гитара Gibson Les Paul Custom. Педали: Boss RC-20, Boss RV-5, Boss GE-7, MXR Stereo Tremolo.

Jeff Caxide, бас-гитарист:

Бас-гитара Music Man Stingray (да-да, именно она в первую очередь нужна для того, чтобы звучать как Джефф). Усилители Aguilar, ранее – Ampeg SVT. Педали: Boss RV-3/RV-5, Boss TR-2, Aguilar Tone Hammer, Boss DD-3/5/6/7, Boss PS-3, Boss GEB-7, MXR Bass D.I.+, Fulltone Bass‑Drive. Не забываем играть с мощной атакой!

Источники:

https://www.talkbass.com/threads/jeff-caxide-of-isis.531253/

http://www.ilovefuzz.com/viewtopic.php?f=149&t=31084&start=15

https://www.youtube.com/watch?v=cmi8oOK0NKk

CULT OF LUNA – SOMEWHERE ALONG THE HIGHWAY

слушать на YouTube

Теперь мы покидаем Соединённые Штаты Америки и отправляемся в Швецию – место, где в связи с погодными условиями изучаемая нами музыка должна рождаться чуть ли не автоматически. На Somewhere Along the Highway музыканты Cult of Luna интересуются в первую очередь отдельной человеческой жизнью, а не глобальными вопросами. Альбом посвящён мужскому одиночеству – гитарист Эрик Олофссон говорит, что источником вдохновения при написании музыки стал роман “Жизнь и время Михаэла К”, и особенно выделяет часть книги, в которой главный герой “убежал от всего” и “питался исключительно тыквой”. Уйти в сосновый лес и залечь под корягой – идея не новая, однако звуковое сопровождение очень уверенно убеждает в том, что это – единственно верный путь.

Но шутки в сторону. Для того, чтобы усугубить концептуальность пластинки, треки частично были записаны в деревянном доме вдали от цивилизации. Музыканты говорят, что альбом получился более “сырым”, чем их предыдущая запись Salvation, но к этому стоит относиться с изрядной долей юмора – качество записи высочайшее, никаким лоу-фай качеством здесь и не пахнет. Да, Salvation, наверное, действительно ещё сильнее “вылизан”. Зато Somewhere Along The Highway пропитан эстетикой удалённых, так сказать, мест. Возьмем песню And With Her Came The Birds. Вокальные партии обработаны так, как будто они доносятся из старого радиоприёмника, в середине песни появляется то ли банджо, то ли гитара, похожая на банджо, а редкая ритм-секция и гитара с тремоло усугубляют это ощущение дистанцированности. Мы или в лесу, или посреди пустыни, в заброшенном посёлке, внутри магазина с покосившейся вывеской и разбросанной мебелью. В отличие от своих коллег, Cult Of Luna пишут гораздо более поэтичную и конкретную лирику. Сложно в такой медленный темп “упаковать” какой-то особенно ёмкий текст, но уже этих строк достаточно, чтобы направить мысли слушателя в правильное русло:

I pass a crowd on my way to the house on the hill

Dead man with pitchfork arms tells me all that he knows

Leave me here for the crows.

Также хочется выделить композицию Dim. На протяжении девяти минут на простую стартовую идею накладываются новые и новые партии инструментов, наращивая напряжение для того, чтобы момент вступления вокала на десятой минуте стал самым запоминающимся моментом на всём альбоме. Альбоме, который закончится уже через 16 минут миниатюрной завершающей песни Dark City Dead Man.

Даже если тыква не входит в ваш сегодняшний рацион, Somewhere Along The Highway обязан попасть в ваш сегодняшний плейлист. Кто знает, что будет завтра? После выпуска Somewhere Along The Highway группа уйдет от всякой меланхолии и запишет действительно страшный альбом Eternal Kingdom, якобы основанный на дневнике пациента психиатрической клиники. Он – мой любимый (и фантазия на тему его обложки стала обложкой этой статьи).

Оборудование (информации немного, она разрозненная, вот те крупицы, которые получилось найти в интернете):

Гитары: Gibson SG/Les Paul, иногда Fender Telecaster (иногда — другие), усилители Orange OR120, Mesa Boogie Dual Rectifier (раньше), Orange AD50 (наши дни), Roland Space Echo, строй преимущественно B Standard, хотя менялся от альбома к альбому.

Бас-гитары: Fender Jazz bass, усилители Ampeg SVT.

Источники:

http://www.metalstorm.net/pub/interview.php?interview_id=376

 

Пожалуй, на сегодня – всё! Если повезёт, то этот материал получит продолжение. В планах – ещё две части! Во второй части мы должны продолжить знакомиться с классикой жанра, в третьей – обсудим несколько менее известных, но не менее занятных альбомов.

Предыдущая запись

OKKO GH Diablo

Следующая запись

Еще о спринг-реверах: бульк или не бульк?

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *