Альбомы

Крутые обложки — то, ради чего мы начали слушать металл!

  • Подписка
  • Поделиться в Facebook
  • Поделиться в VK

Детям до 16 вход воспрещен!

Существует мнение, что половина людей начинала слушать металл просто потому, что им дико нравились обложки. Давай попробуем разобраться, так ли это на самом деле.

Прелесть в том, что ни один музыкальный жанр не уделял оформлению пластинок столько сил и внимания, как это делал хэви-метал со всеми его поджанрами. Зачастую, уже глядя на обложку, можно с большой долей вероятности предугадать, что именно за музыка там написана и насколько она может быть хороша или непригодна. К тому же картинки были не только красивы, но и возбуждали в подрастающем поколении самые правильные варварские инстинкты — наполняли его внутренними силами, способными защитить от родителей, старшеклассников и заодно свести с классной телкой. Все это, конечно, иллюзии, но зато ого-го какие мощные!

Давай пройдемся по основным этапам метал-художеств, рассмотрев историю строго в хронологическом порядке.

Начнем мы с 1970 года, когда первопроходцам тяжелой музыки наконец стало понятно, что все эти кислотные хипповские картинки вовсе не годятся для агрессивной и мрачной музыки будущего. Требуется что-то пугающее, мистичное или даже загробное. Именно это мы и видим на первых альбомах Uriah Heep и Black Sabbath. Хотя, признаться, сами эти группы не до конца прикипели к подобной эстетике и в будущем ей неоднократно изменяли.

Дебютный альбом шотландцев Nazareth 1971 года на первый взгляд вовсе ничем не привлекателен по части оформления, и даже наоборот. И все же в этой картинке мы видим один крайне важный элемент — логотип! Nazareth были наверное, первым хэви-метал коллективом, который стал употреблять одно и то же лого в дизайне своих пластинок. Правда, некоторые альбомы почему-то обходились без него, но в общем и целом Nazareth оставались верны своему трейдмарку. Не лишним будет напомнить, что привязанность к лого — один из краеугольных камней метал-культуры.

В 1973 Black Sabbath создали один из первых образцов демонического дизайна, показав во всей красе инфернальный шабаш на обложке Sabbath Bloody Sabbath. Смелый шаг вперед для всего хэви-метала.

Двумя годами позже немцы Scorpions сделали фокус на сексапиле, что было в общем-то нормой в рок-музыке — даже у Джими Хендрикса встречалось, а еще у Golden Earring. Но в случае хэви-метала сие явление приобрело принципиально иной шовинистический окрас. In Trance положил основу тысячам металлических дисков с роскошными девицами. Да еще на коленях, с гитарой и, кстати, с логотипом Scorpions, который здесь возник в первый раз.

Judas Priest в 1976 демонстрирует другой фетиш хэви-метала — сплав библейской и фэнтэзи тематики, без которого сейчас очень трудно представить галереи железных пластинок. Ангелы, маги и драконы появлялись и раньше в картинках Uriah Heep, к примеру, но этот образец следует признать особо ярким.

Многие хэви-рокеры продолжали клепать устрашающие картинки даже тогда, когда их музыка становилась беззубой и плюшевой, как на этом неплохом, но не особенно воинственном альбоме Uriah Heep.

А вот прекрасная во всех музыкальных отношениях группа Riot вошла в историю, как одна из первых хэви-метал банд, чьи обложки просто поражали аляповатостью и безвкусицей. Хуже выглядят, наверное, только первые альбомы Pantera.

Тед Ньюджент также особым вкусом не отличался, но его угораздило создать образ карикатурного хэви-метал мачо, и этот боевой прием вошел в арсенал легиона хэдбэнгеров.

Лемми на первых порах еще искал свой художественный стиль, бросаясь из крайности в крайность. Оформление альбома Bomber не особенно созвучно традиционным обложкам Motorhead (хотя Orgasmatron к этому близок). Но во-первых это очень агрессивно и зрелищно. Во-вторых, для лого с мордой место нашлось, а бомбардировщик стал важным сценическим антуражем.

А Scorpions тем временем брал все новые и новые барьеры в деле освоения образа женщины для наглого и неудержимого харрасмента.

Whitesnake не стесняясь занимались теми же самыми домогательствами на каждой второй своей обложке, но надо признать, что у них это получалось повкуснее с точки зрения визуального стиля.

Judas Priest — команда, которая принесла в нашу металлическую жизнь кожу с шипами и хромированные мотоциклы — демонстрируют острое железо крупным планом на обложке British Steel, превращая его в объект поклонения. Не обложка, а практически икона хэви-метала.

В 1980 году команда Iron Maiden вынесла искусство рисования метал-полотен на топовый уровень. Практически любой альбом мэйденов руки тянутся купить даже в том случае, если ты не собирался никогда его слушать! Что также следует отметить, так это тот факт, что англичане Iron Maiden не просто создали сквозного персонажа для всех своих картинок, но и оживили его для сцены.

KISS много чего красивого сотворили на обложках, но в 1980 году они в кои-то веки реализовали свою любовь к комиксам в полном формате, нарисовав небольшую графическую историю прямо на лицевой стороне конверта Unmasked. Надо сказать, что в то время мир еще был заинтригован теориями о том, кто в самом деле скрывается под масками. Но на этом (недооцененном, кстати) альбоме правда так и не раскрыта!

В 1981 году для дебютника Venom была нарисована одна из самых важных обложек в истории жанра. Готовое лекало для последователей. Черный фон и пентаграмма с дьяволом. И не сосчитать, сколько раз это было скопировано блэк-металлистами в последующие бурные десятилетия.

В 1982 году Manowar не стесняясь вложили эстетику Рейха в картинку дебютного альбома. Чтобы каждый мог себя почувствовать себя сильным и непобедимым только взяв диск в руки. Кстати, работало!

Тем временем в хэви-металлическом андеграунде продолжали твориться сексуальные непотребства, причем группе Witchfinder General удалось это совместить с антиклерикальными настроениями. Прием впоследствии использовался неоднократно в творчестве несметного количества жанровых коллективов.

Потребность в сочных картинках выросла настолько, что Оззи Озборн потратил бешеные деньги на одну лишь фотосессию для пластинки 1983 года Bark at the Moon.

А вот и один из первых последователей Venom — товарищ Куортон — решил не изобретать велосипед, а полностью повторил в своей первой обложке эстетику британцев. Данное художество, а также первый мини-альбом Celtic Frost (того же 1984 года) Morbid Tales, окончательно утвердили стандарт блэк-металлической живописи.

В том же 1984 году немцы Destruction выпускают мини-альбом, где делают то же, что делали до них десятки металлистов — просто сфотографировались в полной железной комплектации. Но у них это получилось на редкость сердито. Главное — сразу понятно, что внутри тебя ждет нешуточный музон.

Женщины тоже не против показать себя во всей красе, и все же Уэнди О’Уиллямс переплюнуть никому не по силам. Это высший пилотаж. Бондаж-пилотаж.

Швейцарский художник Гигер уже предоставлял свои картинки рокерам — самый известный пример альбом группы ELP Brain Salad Surgery 1973 года. Однако в случае с Celtic Frost инфернальность образа зашкаливает. Как, впрочем, и звучание самого альбома To Mega Therion. Прямо поздравительная открытка из Преисподней. 1985 год.

В 1986 году прото дэт-металлисты Possessed сотворили удивительно роскошный дизайн для второго альбома — обложка раскладывалась в гигантскую дьявольскую панораму. Жаль, но на компакт-дисках такая роскошь была уже недоступна.

После серии неказистых обложек Slayer внезапно показали миру очень прелюбопытную картину на пластинке Reign in Blood, сделанной в стиле «Босх объелся грибов». Вышло на редкость атмосферно и пугающе. Ларри Кэрролл с тех пор нарисовал для Slayer еще несколько иллюстраций. Кстати рок-н-ролл для него был не главным хлебом — он сотрудничал как художник с изданиями The New York Times, Newsweek, Los Angeles Times.

А вот группа Poison в своих дизайнах и сценических образах сделала все для того, чтобы металлисты насмехались над фальшивым металлом и позерским гримом с прическами. Если мы покупали такой диск, то несли его домой тайком, завернув в пять слоев газет.

В 1986 году Iron Maiden открыли эпоху гипер-детализации. Если ты берешь в руки винил Somewhere in Time, то потратишь не часы, а дни и недели на то, чтобы усмотреть микроскопические детали и пасхальные яйца. Есть даже надписи на русском! Стоит ли говорить, что компакт-диск всех эти красот лишен напрочь.

Пионеры русского хэви-метала поначалу изо всех сил старались соответствовать жанровым стандартам. И «Ария», и «Коррозия Металла», надо заметить, были на высоте, хотя качество полиграфии на старых тиражах было, мягко говоря, препаршивым.

Группа Death и художник Эдвард Репка (который в ответе также за обложки Megadeth и Possessed) задали тон для дэт-металлической эстетики в 1987 году. Здесь безупречно практически все. За одну только обложку люди были готовы переплачивать вдвойне — так и было на Горбушке в те сумасшедшие годы.

Napalm Death в том же 1987 году демонстрирует принципиально иной подход, создавая мрачную и детальную социально-политическую карикатуру в полном соответствии со своим месседжем. Спустя многие годы они выдерживают данный стиль на большинстве релизов, как и многие другие апологеты политического грайндкора.

Американцы Macabre в 1988 году уже не стесняются демонстрировать кровавое насилие в полный рост, изобразив на обложке EP Grim Reality героев своих песен — серийных убийц и маньяков. В слегка комичном стиле.

В том же 1988 году англичане Carcass совершают настоящий прорыв в деле металлического дизайна, зарядив во всю обложку (включая заднюю сторону и частично вкладку) фотоколлаж из трупов, потрохов и увечий. Владельцы пластиночных магазинов жаловались, что клиентов начинало тошнить при одном только взгляде на это месиво. Это они еще содержимого не слушали!

Тогда же в 1988 году впервые на обложке метал-альбома появилась иллюстрация к истории Говарда Филлипса Лавкрафта, на втором диске немецких прог-трэшеров Mekong Delta. Впрочем, можно еще посчитать лавкрафтианский сингл Metallica 1984 года Creeping Death, но там картинка все же с гораздо более абстрактным характером.

Британские дэт-металлисты Bolt Thrower пошли особенным путем и привлекли для оформления пластинки 1989 года художников из артели, производящей варгеймы — Games Workshop. Помимо роскошного разворотного альбома диск комплектовался буклетом с черно-белыми иллюстрациями. Опять таки в формате компакт-диска вся это красота практически погибла.

К концу восьмидесятых многие металлисты сменили агрессивный тон на антивоенную риторику. Это, конечно, Nuclear Assault, Megadeth, а еще Sodom. Хотя на первый взгляд мы вроде бы как видим типичную боевую обложку, но под всей этой красой скрывается жесткий антимилитаристский памфлет.

Еще один художник, которому мы обязаны целой галереей великих дэт-метал-образов — Дэн Сигрейв. Altars of Madness 1989 года тоже навеян мотивами Лавкрафта и при всей кажущейся простоте выглядит предельно самодостаточно. Полотна Сигрейва можно увидеть на обложках Entombed, Benediction, Pestilence, Suffocation, Gorguts и даже Lawnmower Deth.

Коллеги Morbid Angel по рекорд-лейблу, британцы Godflesh, сделали неожиданный ход конем и взяли для оформления пластинки 1989 года мимолетный кадр из культового галлюциногенного фильма «Другие ипостаси». Получилось эффектно и запоминается мгновенно.

Первопроходцы трэш-металла с женским гроулингом, немцы Holy Moses в ограниченный тираж третьего лонгплея вложили увесистый черно-белый буклет с комиксами по мотивам фантастической истории своего концептуального альбома. 1989 год. Правда, не удосужились перевести комикс с немецкого на английский.

В 1990 году Sanctuary выпускают пластинку крайне необычного дизайна. Признаться, по ней в принципе сложно догадаться, что это металлический альбом. Но жутко интригует.

Трэшеры Exhorder назвали свою пластинку Slaughter in the Vatican и столь же прямолинейно изобразили события так, как они это видят в своих мечтах. Вкупе с некоторыми картинками от Deicide это примечательный образец антицерковного дизайна начала девяностых.

Cannibal Corpse (наряду с Carcass и Pungent Stench) первыми нарвались на проблемы с законом — в некоторых странах их пластинки стали конфисковывать и устраивать судебные разбирательства. Поэтому зачастую основное оформление они прятали внутри диска, чтобы не бесить пуритан, гуляющих по пластиночным магазинам.

Грайндкор и брутал-дэт стали жанрами, где за доблесть считалось превзойти свои соратников в обложечном беспределе. Devourment в этом отношении не уникальны, но жуть адовая, ибо фото абсолютно реально.

А некоторые пластинки даже прославленных коллективов просто ставят в тупик. Сколько ни смотри на обложку Helloween 1991 все-равно остается неясным, что хотели донести до нас артисты.

Вторжение норвежского блэк-металла в наш мир началось с этого лонгплея группы DarkThrone 1992 года A Blaze in the Northern Sky. Надо ли говорить, что каждый второй дизайн норвежских блэкушников с тех пор выглядит точно так же?

А вот экземпляр супердетализации в сюрреалистично фэнтэзийной картинке с альбома Cathedral 1993 года The Ethereal Mirror. Cathedral вообще любили делать размашистые панорамы, и когда это не влезало в компакт-диск, то буклет раскладывался в плакатный формат.

А эта обложка в народе куда как популярнее самого диска. Def Leppard разместил на пластинке 1993 года замечательнейший образец оптической иллюзии, достаточно немного прищуриться и….

Образчик уж и вовсе бесчеловечного бесчинства — бутлег группы Mayhem 1995 года Dawn of the Black Hearts, где на обложке красуется бывший фронтмен Mayhem Дэд, сфотографированный после суицида его коллегой по группе гитаристом Евронимусом. Пластинка разошлась в народе так успешно, что многие считают её официальным релизом.

Но хватит с жутью. Поговорим о любви. Примерно в то же время стоунер-рокеры, такие как Monster Magnet, по-своему стали освещать женский вопрос на своих обложках, родив (или же возродив) жанр психоделической эротики.

В симфоническом и готическом блэк-металле женский вопрос тоже раскрывается во всей красе, будь то Cradle of Filth или Dimmu Borgir. Надо заметить, что к концу девяностых в этом искусстве все настолько поднаторели, что можно целый гарем себе насобирать вампирш, демонесс и мучениц.

А теперь посмотри на все эти обложки и подумай, сколько мы потеряли не столько даже с переходом от винила к компакт-дискам, сколько с началом цифровой эпохи, когда эти обложки размером с марку надо разглядывать в лупу на экране смартфона. Где тот азарт, с которым мы вертели в руках пластинки и не могли их выпустить из рук, хотелось иметь все и сразу. Кроме Poison, конечно.

___

Специально для Pedalzoo.ru

Предыдущая запись

Коробочка с пространством: обзор Ventris Dual Reverb

Следующая запись

Преданья старины глубокой: эволюция эффектов модуляции

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *