Музыкальная теория

Аккорды в популярной музыке

 

В популярной музыке существует несколько шаблонов для написания песен. Эти шаблоны представляют собой последовательности аккордов, используемые музыкантами из года в год и работающими безотказно.

В таких шаблонах нет ничего плохого – успех песни зависит от многих факторов, поэтому использовать распространенные последовательности аккордов не зазорно. Давайте разберем самые популярные последовательности и посмотрим, в каких песнях они используются.

Ступеневая запись гармоний

Для изучения последовательностей аккордов мы воспользуемся системой ступеневой записи гармонии. Суть такой записи в том, что каждому аккорду в тональности присваивается римская цифра на основании ступеней лада или гаммы. При такой записи мажорные аккорды записываются заглавными римскими цифрами, а минорные – строчными.

Дополнительный плюс ступеневой записи в ее универсальности и простоте. Человек с базовыми знаниями музыкальной теории может воспроизвести последовательности аккордов записанные по такой системе в любой тональности без всяких проблем.

Последовательность I-V-vi-IV

Аккорды в До мажоре: C-G-Am-F;

 Одна из самых популярных последовательностей аккордов в популярной музыке. На Западе часто шутят, что эта последовательность – беспроигрышный билет в любой хит-парад. Особое внимание к этому шаблону привлекло известное видео “4 Chords” австралийского трио The Axis of Awesome, в котором показано более 40 песен на основе схемы I-V-vi-IV.

Популярность и привлекательность для слуха обычно объясняется контрастом между ступенями. Последовательность I-V-vi-IV построена вокруг обыгрывания тоники, доминанты и субдоминанты. В тональности До мажор эта последовательность состоит из аккордов C, G, Am и F, где:

  • C – тоника (I ступень);
  • G – доминанта (V ступень);
  • Am – субмедианта (минорная VI ступень);
  • F – субдоминанта (IV ступень).

Иногда пятая ступень (второй аккорд последовательности) может заменяться на третью, вторую, четвертую или повтор первой ступени, в зависимости от фантазии музыканта. В таких случаях последовательность принимает следующий вид:

  • I-III-VI-IV (C-E-A-F);
  • I-III-vi-IV (C-E-Am-F);
  • I-I-vi-IV (C-C-Am-F);
  • I-II-vi-IV (C-D-Am-F);
  • I-IV-vi-IV (C-F-Am-F).

Известные примеры: The Beatles – Let It Be, Journey – Don’t Stop Believin’, Katy Perry – Save as Draft, Taylor Swift – All Too Well, Aerosmith – Cryin, Richard Marx – Right Here Waiting.

Последовательность vi-IV-I-V или Последовательность аккордов сильной женщины

Аккорды в До-мажоре: Am-F-C-G

Разновидность предыдущей последовательности, иногда именуемая как «Последовательность аккордов сильной женщин». Первым внимание на эту последовательность обратил колумнист американской газеты Boston Globe Марк Хирш. Журналист отмечал, что изначально заметил эту последовательность в песне Джоан Осборн “One of Us”, после чего решил найти другие ее появления.

Во время поисков Хирш открыл забавный факт. Во время концертного тура Lilith Fair 1998 года, в котором участвовали преимущественно женские коллективы, в репертуаре всех исполнительниц была песня, построенная на последовательности vi-IV-I-V. Отсюда и название «Последовательность аккордов сильных женщин».

Последовательность всегда начинается с минорного аккорда, отчего ее звучание более драматичное, грустное и напряженное. Прогрессия имеет две популярные разновидности:

  • IV-I-V-vi (F-C-G-Am в До мажоре);
  • V-vi-IV-I (G-Am-F-C);

Известные примеры: Joan Osborne – One of Us, The Cranberries – Zombie, Linkin Park – Numb, OneRepublic – Apologize, Lady Gaga – Poker Face.

 

Последовательность I-vi-IV-V или Последовательность 1950-х

Аккорды в До-мажоре: C-Am-F-G

На западе эту последовательность часто называют “Heart and Soul Chords” или “Последовательность Ду-воп”. Первой популярной песней написанной по этой схеме считается композиция Ричарда Роджерса “Blue Moon” 1933 года. Так бы она и осталась незамеченное, но в 1950-х прогрессию аккордов взяли на вооружение рок-н-ролльщики, написав огромное количество песен по этой схеме.

Благодаря своей простоте и приятному звучанию, последовательность I-vi-IV-V используют в западных музыкальных школах при изучении основ музыкальной композиции и обучении игре на музыкальных инструментах.

Известные примеры: The Police – Every Breathe You Take, Green Day – Jesus of Suburbia, Michael Jackson – You Are Not Alone, Pink Floyd – The Thin Ice.

12-тактовая блюзовая последовательность I-IV-I-I-IV-IV-I-I-V-IV-I-V


Аккорды в До мажоре: С-F-C-C-F-F-C-C-G-F-C-G

 Стандартная блюзовая последовательность аккордов, хорошо знакомая каждому музыканту. Эта схема используется во множестве композиций известных блюзменов Роберта Джонсона и Би Би Кинга, встречается в творчестве The Beatles, Rolling Stones, Джона Майера и других исполнителей.

Известные примеры: The Beatles – Why Don’t We Do It in The Road?, Ray Charles – What’d I Say, ZZ Top – Tush, The White Stripes – Ball and Biscuit, James Brown – I Got You (I Feel Good).

 

Последовательность I-IV-V-I

Аккорды в До-мажоре: C-F-G-C

Эта последовательность аккордов обрела популярность в 1960-1970-е гг, и стала своего рода фундаментом рок-музыки. Благодаря простоте, схема полюбилась поэтам-песенникам, рокерам и поп-музыкантам.

Последовательность I-IV-V-I – это блюзовая схема, сокращенная до четырех тактов. Построить песню по этой схеме проще простого: начинаем с тоники, идем через субдоминанту к доминанте и возвращаемся к тонике. Популярность схемы обусловлена тем, что совместное звучание трех сильных ступеней мощно звучит и легко запоминается.

У последовательности есть несколько разновидностей, используемых в разных стилях музыки:

  • I-IV-V-IV (C-F-G-F) часто используется в роке и фолке;
  • I-V-IV-V (C-G-F-G) встречается в блюзе, фолке и кантри-роке;
  • i-iv-v-V7 (Am-Dm-Em-E7) особо любим русскими рокерами и бардами.

Известные примеры: Richie Valens – La Bamba, The Beatles – Twist and Shout, Led Zeppelin – Rock and Roll.

 

Последовательность bVI-bVII-i

Аккорды в Ля-миноре: F-G-Am

Минорная последовательность, которая хорошо подходит для медленных песен и баллад. Вместе с тем звучание аккордов в такой последовательности наполняется эпичностью и налетом мистики, что прекрасно подходит для рока.

 

Известные примеры: Bob Dylan – All Along The Watchtower, Kansas – Carry on My Wayward Son, Blue Oyster Cult – Don’t Fear the Reaper, Aerosmith – Dream On.

 

Последовательность I-VI-II-V

Аккорды в До-мажоре: C-A-D-G

Еще одна классическая прогрессия аккордов, ставшая базисом джаза начала XX века. Первым появлением последовательности в популярной музыке считается композиция Гершвина “I Got Rhythm”. Позднее последовательность перебралась в классический фолк и ритм-энд-блюз.

Одной из разновидностей этой последовательности считается бридж Монтгомери-Уорда (см. Анатомия аранжировки: структура и части песни в популярной музыке), строящийся по схеме I7-IV7-ii7-V7, то есть с использованием септаккордов.

Известные примеры: Etta James – At Last, Bruce Springsteen – Hungry Heart, The Beatles – Tell Me Why.

__________________________________________

Эта статья — партнерский материал от сайта SameSound.ru — познавательное интернет-издание для музыкантов любого уровня. Автор Егор Ревенга, специально для Pedalzoo.

SameSound ВКонтакте

Сайт проекта

 

Предыдущая запись

Тянуть и жевать: пара слов о лоуфайных вибрато

Следующая запись

Педалборд для мандолины

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *